Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

Главная/Еще о книгах и авторах/Книги советуют.../Как служителю избежать душевной усталости? ("МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ЦЕРКВИ", Ф. Янси)

Как служителю избежать душевной усталости?

Из книги Филипа Янси «Много шума из-за церкви»

Сострадательные люди, призванные служить другим, могут неожиданно испытать на себе совершенно новый уровень стрессовой нагрузки: друг заболел СПИДом, супруга подала на развод, в церкви поползли слухи... И вот они вдруг чувствуют себя совершенно незащищенными. Раньше сверхчувствительность была их силой - теперь превратилась в их врага... Боль, которая раньше была источником духовного роста, вдруг обернулась угрозой. Если проглотить очень много слез, можно отравиться солью.

Как сделать, чтобы «раненные целители» не превратились в «смертельно раненных» целителей? Можно ли посвятить себя чужой боли, не повредив при этом себе? Я узнал несколько принципов, которые помогают предотвратить «духовный надрыв» на ранних этапах.

1) Что меня больше волнует - боль человека или сам человек? Я слышал такое определение медсестры: «Тифозная Мэри в костюме Белоснежки. У нее комплекс - помогать другим, она одержима борьбой с болью, потому что сама не любит боли. В результате от нее больше шуму, чем помощи».
Я научился различать один из ранних признаков душевной усталости: ощущение огромной личной ответственности, как если бы судьба церкви, общества и всей страны, да и всего мира, лежала на плечах самоотверженного служителя.
Синдром «болезненного самопожертвования», когда больше печешься о боли, чем о самом человеке, порой называют «комплексом спасителя». Ирония заключается в том, что Сам Спаситель был совершенно лишен подобного комплекса. Он уплывал в лодке от толп людей. Ему нужно было побыть в одиночестве. Он принял дар, которым остальным казался пустой тратой денег. Ведь как резонно заметил Иуда, сосуд с благовониями сложно было продать, а деньги пустить на борьбу с нищетой.
Иисус исцелял каждого, кто просил Его об исцелении, но не каждого встречного. Он обладал удивительной, редкой способностью - позволял людям самим выбирать себе боль. Он разоблачил Иуду, но не попытался предотвратить его предательства. Он осудил фарисеев, но не постарался убедить их в Своей правоте. Он однозначно ответил на вопрос богатого вельможи и позволил ему уйти. Марк намеренно добавляет важную деталь того случая: «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Марка 10:21).
Короче говоря, Иисус выказывает удивительное уважение по отношению к свободе совести каждого человека. Он не пытался обратить весь мир за Свою земную жизнь или исцелить людей, еще не готовых к исцелению. Нам, служителям, нужен именно такой «комплекс спасителя», которым обладал Иисус.
Сверхчувствительность к боли может являться даром. Но если позволить ей, как и любому другому дару, взять над вами верх, контролировать вас, то она вас уничтожит.

2) Есть ли вокруг меня люди, которые ценят мой труд? Один пастор рассказывал мне:
- У меня такое чувство, что мой труд никто не ценит. Любимое занятие прихожан - критиковать все, что я делаю!
Создать общину - группу людей, поддерживающих друг друга, - иногда достаточно для того, чтобы служение выжило в трудных условиях. «Как бы мне хотелось знать, сколько вшей тревожат моих братьев по ночам!» - говорил Игнатий Лойола, стараясь показать, насколько тесно связаны между собой члены ордена иезуитов.
Моя жена работала с беднейшими жителями Чикаго. Страдания и несправедливость, с которыми ей приходилось сталкиваться каждый день, было тяжело выносить. Вскоре я понял: я должен решать сам, когда нужно устроить Джэнет передышку - отвести в театр или на концерт. Ей было неловко оттого, что я тратил на нее такие деньги, потому что никто из ее подопечных стариков не мог позволить себе подобного. Но я знал: если она будет только глотать слезы, то вскоре потеряет способность помогать людям. Я был для нее поддержкой, мне нужно было заботиться о ее духовном состоянии, чтобы она не потеряла силы и могла трудиться на передовой.

3) Не путаю ли я Бога с жизнью? Эту фразу я услышал от человека по имени Дуглас. Жизнь его была похожа на жизнь Иова. Он принял трудное решение: служить в беднейших районах города. В этот миг его мир стал распадаться на части: служение потеряло источник финансирования, жена заболела раком, пьяный водитель врезался в его машину - сам Дуглас и его двенадцатилетняя дочь получили тяжелые увечья. Вскоре жена умерла. Я попросил Дугласа описать свое разочарование в Боге, но к моему удивлению, он ответил, что ничего подобного не испытывал.
«Я давно понял, что нельзя путать Бога с жизнью. Я не стоик. Я не меньше других печалюсь из-за того, что произошло. Я могу проклинать несправедливость жизни, изливать свой гнев и горечь. Но я твердо верю: Бог испытывает то же самое, что и я: гнев и горечь. Я не виню Его за то, что произошло. Я научился заглядывать за рамки физической действительности - видеть реалии духовные. Мы часто думаем, что Бог справедлив, а значит, и в жизни все должно быть справедливо. Но Бог - это не жизнь. Если наши отношения с Богом не будут зависеть от того, как складываются жизненные обстоятельства, то мы сможем выстоять даже тогда, когда жизнь станет рушится на глазах. Мы способны научиться доверять Богу даже тогда, когда все в жизни несправедливо».
Находящиеся в служении люди - чаще, чем все остальные, - живут «верой по контракту». Они тратят силы и время, работая на Бога. Неужели они не заслуживают особого отношения с Его стороны?
Апостол Павел научился смотреть поверх трудностей и видеть любящего Бога, Который в один прекрасный день окажется победителем. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, на Силы, на настоящее, ни будущее, на высота, ни глубина, на другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:38-39) - на такой торжествующей ноте заканчивается глава. Подобная уверенность помогает служителю не терять ориентиры, даже когда все получается вовсе не так, как мы хотим.

4) На кого я работаю? Если вы на этот вопрос инстинктивно говорите: «На пастора, на церковь, на миссию», то вы в опасности. Служение - это призвание, а потому настоящий служитель - это человек, отчитывающийся перед Тем, Кто призвал его.
Читая о земном служении Иисуса, я вижу лишь один эпизод, из которого можно заметить нечто вроде духовной усталости Христа. Я говорю о сцене в Гефсиманском саду, когда Он лежал на земле и молился. Пот стекал с Его чела, словно капли крови. Его молитва произносилась нетипичным для Него тоном мольбы. Он «с сильным воплем и слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти"» - говорится в Послании к Евреям (5:7). Но Сам-то Иисус знал, что Ему не избежать смерти! Эта уверенность росла в Нем, Он почувствовал отчаяние. Не было тех, кто мог бы поддержать Его, - они спали." «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» - упрекал Он их (Матфея 26:40).
Тем не менее поразительные перемены произошли в нем после молитвы в Гефсиманском саду. Евангелие показывает нам отчаявшегося человека. Он молится. После Гефсимании мы видим человека, который способен контролировать себя гораздо лучше, чем Пилат или Ирод. Прочтите описания суда. Иисус - не жертва. Он спокоен. Он - хозяин собственной судьбы.
Что же произошло в саду? Мы мало знаем о содержании молитв Иисуса, ибо свидетели спали в тот момент. Может быть, Он припомнил все Свое земное служение. Груз незаконченных дел тяжко лег на Его плечи - ученики были своевольными и безответственными, под угрозой была судьба благовестия, на земле по-прежнему оставалось много зла и страданий, Сам Иисус был измотан до предела. Перспектива смерти и страданий была Ему не более приятна, чем мне или вам.
Тем не менее в Гефсимании Иисусу каким-то образом удалось выйти из этого кризиса, переложив бремя на плечи Отца. Он пришел, чтобы исполнить Божью волю, а потому Его молитва завершается словами: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (26:39). Пройдет несколько часов, и Он выкрикнет слово, в котором заключена глубочайшая истина: «Совершилось!» (Иоанна 19:30).
Я молю Бога о таком же отрешении от собственных проблем, которое можно назвать безграничным доверием.

Главная/Еще о книгах и авторах/Книги советуют.../Как служителю избежать душевной усталости? ("МНОГО ШУМА ИЗ-ЗА ЦЕРКВИ", Ф. Янси)

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее