Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

Главная/Еще о книгах и авторах/Наши ЧЕТВЕРГИ/Встреча по книге "Как люди растут" с христианским психологом Аллой Мезенцевой

Встреча по книге "Как люди растут"

Беседа по книге Генри Клауда и Джона Таунсенда «Как люди растут»
Ведущий – христианский психолог А.Мезенцева

Книгу «Как люди растут» замечательных христианских психологов Генри Клауда и Джона Таунсенда недостаточно назвать просто «хорошей книгой». Вернее будет сказать, что она необходима каждому, кто хочет расти, стать зрелым и взрослым человеком, изменить себя и свою жизнь. В ней рассказывается об основах духовного роста.

Ведущий: Как вы думаете, что такое духовность?

Ответы участников беседы:
1. Желание жить хорошо и правильно, жить с добрым настроем к себе, людям, Богу.
2. Это нематериальная часть нашей личности.

Ведущий: Видите, каждый понимает под словом «духовность» нечто свое. Все это верно, это – разные грани понятия «духовность». Очевидно, что корень слова «духовность» – «дух», и исходное значение слова «духовность» соотносится с религиозным понимание духа, с тем взглядом, который выражает Церковь. Мнение общества по этому вопросу, как вы знаете, сильно отличается от церковного понимания. Уже привычно стало считать, что духовность – это походы в театры, на выставки и т.п. Свет считает: человек духовный – это образованный, интеллигентный, культурный, всесторонне развитый человек. А церковь говорит нам, что духовность подлинна, если дух человека – основа его ориентации в мире, согласно христианскому миропониманию – питается Духом Истины и Любви, Святым Духом, т.е. Духом самого Бога.

Вот в свете этого, христианского понимания духовности, авторы и рассматривают все аспекты духовного роста. Вся первая часть книги посвящена потерянному раю. Ее содержание дает нам ответ на вопрос: «Откуда берутся человеческие проблемы – духовные, психологические, социальные, проблемы с физическим здоровьем?» Я считаю, что невозможно говорить о духовности, духовном росте, пока нет ясного ответа на этот вопрос.

Мы были задуманы Богом как целостные и бессмертные существа. Но когда люди согрешили, нарушилось пребывание людей в Боге и Духе, распалась целостность всех составляющих человеческой личности: Духа, души и тела. Конечно, такие разделения очень условны, т.к. нельзя провести четкую границу: вот здесь Дух, там – душа. Просто важно понимать, что вследствие грехопадения эта целостность была нарушена. И в человеке образовалась некая пустота, иногда ее называют «духовной каверной». Такая вот «духовная дыра», которая не дает человеку покоя. Причем она начинает не давать покоя уже с самого раннего возраста, когда ребенок осознает себя как личность, отрывается от маминой юбки, когда задумывается, что происходит в этом мире – и вот он уже неосознанно ощущает эту пустоту как некий душевный дискомфорт. Что уж говорить о нас, о взрослых людях?  Ведь внешне может быть все хорошо, благополучно (дом, работа, дети и т.д.), но кто из нас не испытывал такого состояния «а все равно нехорошо». И очень хочется что-то с этим сделать, особенно, когда это не просто дискомфорт, а невозможность жить так дальше. Тоска, томление, тревога, депрессия, смутное недовольство собой, поиск чего-то несбывшегося – у разных людей это состояние может проявляться по-разному. И что делать? Где искать выход? Мы даже не знаем, что с нами происходит, и мы неосознанно стремимся уйти от этих состояний, забыться, «задавить», «забросать» эту сосущую пустоту как угодно и чем угодно, только чтобы нам стало лучше, чтобы не испытывать душевного дискомфорта.

Ведущий: Чем обычно «забрасываем» духовную «каверну»?

Ответы участников беседы:

  • поесть
  • углубиться в работу,
  • выпить,
  • употребить наркотики,
  • поговорить с кем-то.

Ведущий: Да, поговорить – это лучший вариант, хотя тоже может приобретать различные формы. Например, повиснуть на собеседнике, и он заменит все, включая Бога, т.к. я буду считать, что этот человек меня всегда может избавить от неприятных состояний. Прилепиться к нему, потому что мне с ним хорошо. Кстати, все эти суррогаты – они действительно дают на какое-то время ощущение полноты, пропадает «подсасывающее» ощущение в душе, появляется иллюзия покоя. Тем более алкоголь и наркотики явно дают это ощущение. Рассказы алкоголиков свидетельствуют об этом. Не тогда, когда уже допился до того, что жить не хочется, а как раз, когда впервые, может быть, жить захотелось. Выпил, употребил и вот – гармония, покой. Утеряны были эти гармоничные отношения, это единство с Богом, с собой и другими людьми. Все это было утрачено с грехопадением. А при употреблении вещества, изменяющего состояние сознания, эта гармония как раз и приходит. И себя любишь в этот момент, и других, и мир приобретает совершенно другие краски. Вопрос алкоголика: «Ты меня уважаешь?» –  это серьезно. Видели, как пьяный пристает к людям с объятиями, поцелуями? У него изменено сознание, проблемы отошли на задний план, обиды забылись, и он любит всех. Он на самом деле это ощущает. Психоактивные вещества –  очень серьезные заменители. И попробуйте отказаться от них! Проходит их действие, и опять все серо. Опять ненависть к себе, весь мир враждебный. Какой Бог? Что Он делает для меня, когда мне так плохо? Почему нам так дискомфортно, почему мы стараемся все время эту пустоту чем-то заполнить? Да потому, что мы созданы были другими. Есть такое выражение «жажда по Богу», хотя эта жажда может и не осознаваться, но это стремление к Нему, тоска по Нему и заставляют нас искать что-то, что может нам дать на какое-то время гармонию. Нам ведь плохо без Бога. И всю жизнь мы стремимся обрести утраченную целостность. Хорошо, если человек идет в правильном направлении. Духовная неполнота начинает ощущаться уже в детском возрасте. Ярко проявляется в подростковом, не говоря уже о взрослом.  Хотя человек этого не осознает. Напротив, когда ему становится хорошо на какое-то время, он вообще ни о каком Боге не думает, а потом вновь нужно что-то «забросить» в себя, чтобы опять не чувствовать этого дискомфорта.

Вопрос в том, что эту духовную пустоту может заполнить только Тот, от Которого этот Дух исходит, т.е. Бог. А мы пытаемся своими силами сделать так, чтобы нам было не то что хорошо, но хоть как-то переносимо. И ничего хорошего из этого не получается. Но ведь человек может открыться навстречу Богу, чтобы получить Дух. Так вот, недостаток Духа, который был утерян в грехопадении, может восполнить только Дух. Мне очень нравится определение духовности, которое дает Феофан Затворник: «Духовность – норма жизни, проявляющаяся в стремлении к сознанию и свободе, а это возможно лишь при единстве и равновесии тела, души и духа, что составляет основу подлинного здоровья и целостности нашего «я». Такое единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа, который должен властвовать над душой и телом».

Книга называется «Как люди растут». Имеется в виду духовный рост. Вся первая глава посвящена грехопадению и его последствиям. Надеюсь, мы, хотя бы в первом приближении, определили, что такое духовность.

А что же тогда духовный рост? – Все большее наполнение этим Духом, но существует огромное количество препятствий, чтобы открыться Богу и наполниться Духом. При этом этот Дух все время необходимо подпитывать. Бездуховность можно понять как равнодушие, когда в обычной жизни, причиняешь вред себе и другим и не замечаешь, не ощущаешь нужды в подпитке Духом Божьим.

Бывает и другое состояние, когда человек считает, что у него уже все в порядке, в том числе и с Богом. Можем ли мы сказать с вами, что уже всего достигли и нам не к чему стремиться? Апостол  Павел говорит в 1 Послании к Коринфянам: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Когда у нас все в порядке, нам и Бог-то не нужен. Нас призывают к бодрствованию. «Бодрствуйте!». А «Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). Как можно определить, есть духовный рост или нет?
Участник беседы: «Мне кажется, что это и есть как раз восстановление целостности, когда человек освобождается от ненастоящих, неистинных вещей, осознание «заместителей» Духа в себе, отдание всех их Богу, обращение к истинным вещам в душе, которые настоящие. Это можно как-то и самому различать, и читать Библию, и Бог начинает работать. Процесс многофакторный. Даже рост физический – и то многофакторный: кости растут, меняются черты лица и еще что-то, и мозги дозревают. А духовный рост – гораздо более сложная вещь, но как только целостность начинает восстанавливаться, плохое, ненастоящее, неистинное уходит, все больше проявляется настоящее, оно развивается. Например, умение брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки, отказ ото лжи, соблюдение Заповедей. Все это тоже требует усилий. Приближение к истинным, Божественным вещам – это духовный рост. И возможность в себе этот Святой Дух проявлять».
Ведущий: Я бы это определила как стремление к целостности, совершенно согласна с тем, что сказано, стремление к единению с Богом, с другими людьми.

Но как определить все же, расту я или нет?  Вот Вы сказали, что надо сверять себя с Писанием. Да, ориентир один – Христос, необходимо равняться на Него. Вот приходим мы в Церковь. Я не знаю, может быть есть и другие церкви, но мне есть с чем сравнить. Я работаю по Программе «12 Шагов». В книге, которую мы обсуждаем, рассказывается об опыте выздоровления по Программе «12 Шагов. В церквях мало учат, как духовно расти. В том смысле, что нет инструментов, если можно так выразиться, «техник» духовных. Редко рассказывают о своем опыте прохождения, преодоления каких-то страстей, соблазнов. Обычно все сводится к посту и молитве. Да, это необходимые условия, но это еще не все. Мало можно услышать о самих переживаниях, страданиях, искушениях во время преодоления чего-то. Мало с кем можно поделиться своими сомнениями и переживаниями, тем, как вновь и вновь возвращаешься к тому, с чем пытаешься бороться. А поскольку никто не говорит, что эти возвращения, падения имеют место быть, то человек тоже начинает скрывать свои переживания, лгать себе и другим. Нет открытости, должной открытости среди христиан.

Иная ситуация на группах «12 Шагов». В доверительной обстановке люди говорят о своих проблемах и находят понимание в других, так как эти другие прошли, или проходят то же самое. Вот говорят: «Гневаться нельзя, это грех»! Понятно, что грех. А как не гневаться? Как вовремя остановиться? Как вспомнить о молитве, когда «несет»? Или: «не суди, и не судим будешь». Только при этом условии не судим будешь, если сам не осуждаешь. А как не судить? Мне кажется, что Программа «12 Шагов» – она как-то недаром появилась, совершенно неслучайно. На сегодняшний день (мое мнение) церковь не выполняет свои функции, свое назначение в должной полноте. В ней мало честности, открытости, понимания трудного процесса исцеления человека, но часто наблюдается такое явление: покайся, читай Библию, больше (правильнее) молись. Опять тебе плохо? Опять согрешил? Значит, не покаялся (неискренне, плохо покаялся), не читал (мало читал), не молился (не так молился), и – все! Младенцев нужно кормить молоком, а не мясом.

Необходимо понимание, что все происходит поэтапно и часто – очень  медленно. Человеку трудно расставаться с привычными стереотипами, которые «впечатаны» в него с раннего детства, он просто не знает другого, или складывались годами, трудно отказываться от прошлого, даже когда это прошлое сильно вредило ему.
Необходима помощь в том, чтобы проходить этот путь. Разъяснения, что падения возможны. Принятие и прощение упавшего. Понимание, «что христианин не тот, кто не падает, а кто поднимается и идет дальше».И если бы все это присутствовало в церкви, Программа «12 Шагов» была бы не нужна. Эту программу вполне обоснованно называют программой духовного роста. Роста, а не одномоментного «покаяния». Православная церковь во многом отличается от протестантских церквей, но принципы везде одни и те же. Покаялся, крестился, Господь за тебя умер, Он омыл твои грехи, ты заново родился и т.д. Но сплошь и рядом в церкви бывает так (особенно с людьми, страдающими химической зависимостью): срывается человек, а ему говорят: «Как же так? Ты ведь покаялся? Господь тебя уже исцелил? Ты новая тварь во Христе. У тебя все новое, ты новый человек». И расти при таком подходе вроде и не надо. И бывает, гонят таких «исцеленных», когда те согрешают или срываются, из церкви, чтобы «картину духовности» не портили. Не только алкоголиков или наркоманов. В основном, люди приходят в церковь от беды какой-то, мало кто от радости ищет встречи со Христом. Я, правда, знаю нескольких таких людей. Сейчас ныне покойный Владыка Антоний Сурожский. Необыкновенно светлый человек. Вот он пришел в церковь от радости, потому что он встретился со Христом и понял, что без Него нет жизни. Но, в основном, приходят к Богу от беды. Приходят, отягощенные этой бедой или проблемами, всем тем, что мы в течение жизни своей насобирали. И весь этот непосильный душевный груз приносит боль, и мы привыкли от нее защищаться.

В книге есть замечательная глава «Без боли нет результата». В этой части рассматривается роль страданий и скорби в духовном росте. Когда мы говорим о выздоровлении, мы не говорим, что человек выздоровел. Речь идет о постоянных усилиях на пути духовного роста. «Если говорим, что не имеем греха, нет истины в нас». Мы призваны «бодрствовать».  Выздоровление часто сравнивают с эскалатором, идущим вниз. А нам надо наверх. И необходимо очень активно передвигать ногами, чтобы попасть наверх (или хотя бы удержаться на одном месте, не сползти вниз), это трудно. Но внизу мы уже были, без Бога. Я согласна с авторами – через всю книгу красной нитью проходит мысль, что духовный рост есть ежедневные усилия по направлению к Богу. Усилия эти выражаются в конкретных действиях, направленных на наблюдение за собой и изменения в жизни, которые мы совершаем, опираясь на руку Божию. Страдать и скорбеть всегда трудно, но необходимо, чтобы возрастать. Без боли не бывает утешения.

В книге рассказывается, как проходить страдания конструктивно, чтобы они не смогли сломать. Не защищаться, а проходить их. А защищаться можно разными способами, в том числе уходя в так называемые зависимости. И боль на какое-то время уходит, создается иллюзорное ощущение комфорта («все в порядке»).
И все же, как определить есть у меня духовный рост или нет? Ответы типа «Я стремлюсь к целостности» для меня лично вообще ни о чем не говорят. А как ты стремишься к этой целостности? Что ты делаешь для того, чтобы обрести эту целостность? В церкви призывают равняться только на Христа. Конечно! Только как я могу равняться на Него, если столько барьеров стоит между мной и Христом? А как в жизни мы привыкли обходить душевную боль? Уклоняться от нее при помощи тех же защит. Этой боли так много внутри. Но, чтобы Господь исцелил, ее ведь надо вытащить наружу, увидеть себя без прикрас. А это еще больнее. И как же определить расту я духовно или нет? Опять соглашусь с авторами: я духовно расту, если у меня есть постоянные, конкретные действия, направленные на единение с Богом и другими людьми. И это всегда должно отражаться на внешней жизни. Как я теперь строю свои взаимоотношения не только с Богом, но и с мамой, мужем, детьми, коллегами по работе, нищими и т. д? Чем теперь я руководствуюсь, когда принимаю какое-либо решение? Как я расставляю приоритеты? Что для меня сейчас важно в жизни? Каким я себя вижу в жизни, и каким меня видят люди? Каждый вечер себя спрашивать: что я сегодня сделал для собственного духовного роста? – Читал Библию, помог человеку, который действительно нуждался в помощи, отказался от какого-то неблаговидного поступка, извинился перед кем-то, купил книгу «Как люди растут». Эти действия представляют собой пусть небольшие, но реальные ступеньки духовного роста. Ежедневные усилия в выбранном направлении. Если я говорю, что стремлюсь к Богу – это пустые слова. Что я делаю конкретно для того, чтобы быть ближе к нему?

Участник беседы зачитывает отрывок из книги: «Скорбь – это боль, с помощью которой Бог помогает нам расстаться с чем-то плохим». То есть, расставаясь с плохим, греховным мы скорбим, нам тяжело и больно.

Участник беседы: Для меня страдания, даже маленькие «повседневные» отражают общее устройство мира. Мир голографичен, каждая «картинка», душа и жизнь каждого человека, «вставлена» в другую, а все вместе они дают одно, главное «изображение»: Христос нес Свой Крест и распялся на нем. У каждого из нас – свои «маленькие» кресты. Невозможно воскреснуть, не распявшись. Если не вынесешь данную боль, конкретное страдание  – этот «участок» жизни, души не воскреснут, душа не возродится и не обновится. Все равно, каждое страдание – всякий раз прохождение через гибель, а можно ведь и убегать от креста, избегать его, заглушать «духовную дыру» и душевную боль чем угодно, – например, пить, влюбляться направо и налево, или помогать всем жаждущим и страждущим, даже там, где не надо.

Ведущий: Я еще раз подчеркиваю, что должны быть конкретные действия. В книге Клауда и Таунсенда написано, как духовно расти, какие препятствия нас ждут на этом пути и как преодолевать трудности. Много внимания уделяется молитве и действию Святого Духа в нас, но от нас зависит, захотим мы впустить этот Дух, захотим ли просить у Бога помощи. Мы часто скрываемся за общими фразами. «Мы стремимся…». Ну, кто из нас может сказать, что не стремиться?

Участник беседы: «Как быть тому человеку, который в своей христианской жизни прилагал много усилий для духовного роста, всячески старался исцелиться, быть ближе ко Христу, людям и в конце концов он просто изнемог, устал и не может уже идти по этой лестнице. Ощущение, что это мое многоделание мало затрагивает мое сердце. То есть я столько стремился, столько пахал, столько стихов из Библии знаю, столько служений в церкви нес… Стремился помочь и там, и сям. В конце концов, я устал и вижу, что мое сердце не меняется. Этот эскалатор тянет меня назад, грехи возвращаются.

Ведущий: Вы это про себя рассказывали?

Участник беседы: Нет.

Ведущий: Мне не хотелось бы анализировать ситуацию человека, о котором Вы говорите. Я его не знаю. Не знаю всех обстоятельств, ситуацию. Но могу с уверенностью сказать (и в книге, в разделах, обращенных к душепопечителям и несущим разные служения христианам, тоже об этом говорится), что часто мы сами на себя «навешиваем» разные служения. А мотивы могут быть самые разные, в том числе и уход в служение от решения своих собственных проблем, хотя человек этого может и не осознавать. Поэтому по гордости мы за многое беремся, а сил нет, так как Бог нам это не давал, мы сами взяли, чтобы не чувствовать душевного дискомфорта, чтобы ощутить себя нужным, востребованным, достойным человеком. Еще раз повторю, что не хотела бы давать никаких советов или рекомендаций, не зная человека. У меня на днях была такая ситуация: звонит женщина, сильно плачет и говорит: «Может быть, Вы меня помните, мы встречались там-то, Вы тогда правильно сказали, что алкоголик должен отвечать за последствия своего употребления, он должен столкнуться с реальностью и когда мы перестаем «подстилать соломку», тогда у него есть шанс начать что-то делать со своими проблемами, тогда можно ему помочь». И вот она захлебывается слезами и говорит: «Алла, но я не могу так больше. Моя дочь вчера ушла из дома, а полуторогодовалая внучка остается сейчас в коммунальной квартире одна, так как соседи уходят на работу. Я согласна, что она должна сама отвечать за своего ребенка, но может быть, можно мне все-таки ее забрать? Я не работаю, на пенсии. Я понимаю, что ты говорила, что нельзя таких вещей делать, но я так не могу».

Я была в ужасе. Я таких вещей не говорила. Я не говорила, что дети должны страдать. Я не стала давать теперь уже никаких рекомендаций, но сказала, что я бы своего внука забрала к себе. С дочерью можно потом разбираться, но ребенок-то при чем? Нет, я буду сидеть дома в рыданиях и страдать, и в другой квартире будет страдать невинный ребенок. Я ничего подобного не говорила. Последствием для дочери, например, может быть лишение материнства. Часто мы или воспринимаем буквально, что нам говорят, или искажаем по-своему. Поэтому мне бы хотелось говорить только о тех людях, которые хотят этой помощи и лично с ними. Другой вопрос, если Вам лично необходимо разобраться, чтобы выяснить что-то для себя. Ведь когда мы беремся за служение, всегда встает вопрос: А для чего я это делаю? Для кого? Ради кого?

Участники беседы: Ради Бога, чтобы служить Богу и людям.

Ведущий: К сожалению, не всегда так. Я не про ваш случай, я еще раз говорю, что не знаю той ситуации. Есть один священник, вот он говорил: «И где вы этих крестов нахватались? Идете по улице, а они сами на вас валятся». Это когда ему начали перечислять, какие у кого кресты. То же и со служением. Вы немного опоздали, когда мы обсуждали начало книги и говорили о духовной неполноте, которую стараемся заместить чем-то, и таким «заместителем», причем очень мощным, может быть и служение, чтобы люди принимали, чтобы ощущать себя полноценным человеком. В семье это ярко проявляется. Когда, например, дети вырастают и мать, которая все время ругала детей, что они ничего не убирают, ничего не делают, вдруг обнаруживает, что дети уже все делают сами. И она уже и не нужна (она так ощущает) и старается найти еще себе объект для заботы. Дело вовсе не в том, что заботиться о ком-то плохо или не нужно. Я говорю, что необходимо осознавать мотивы, по которым мы действуем. И если мотивы наши неправильны, то отсюда и дефицит сил, и разочарования. То, что на языке специалистов называется «выгоранием». Это явление часто встречается у социальных работников, медиков, священнослужителей, консультантов – той их части, которая (в подавляющем большинстве случаев неосознанно) занялась подобной работой или служением, чтобы уйти от собственных, терзающих душу, проблем. Напомню, что «терзания» эти проявляются в форме тоски, депрессии, неудовлетворенности, различных физических расстройств и т. п. Бог дал нам разум, и Он не хочет, чтобы служение затмевало все остальные аспекты нашей жизни, чтобы мы забывали о своих потребностях, только удовлетворяя потребности других. Бог этого не хочет. Об этом прекрасно написали Клауд и Таунсенд: сначала надо разобраться с собой, понять и принять свои проблемы, начать их решать, а потом уже выбрать, – чем и по каким мотивам я буду заниматься, например, в церкви (семье, на работе в школе и т. п.).

Есть заповедь «возлюби ближнего как самого себя». Акцент делается на возлюби ближнего. Но если я не отношусь к себе бережно, не умею себя прощать, не признаю собственных ограничений, не сочувствую себе – много ли я могу дать другим? Служение – это плод духовного роста, который созревает на определенном, и далеко не самом раннем, его этапе.
К сожалению, время нашей встречи подошло к концу. Что я еще хотела бы сказать. Может показаться, что эта книга рассчитана только на специалистов, которые помогают другим людям. Это не так. Мы все, так или иначе, помогаем друг другу, даже если не являемся специалистами. Если стало понятно, что надо разобраться с собой, если к нам человек обращается за помощью, что нужно первым делом сделать? Книга отвечает на эти и многие другие вопросы.

Главная/Еще о книгах и авторах/Наши ЧЕТВЕРГИ/Встреча по книге "Как люди растут" с христианским психологом Аллой Мезенцевой

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее