Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

ОВЦПИД-1

Глава 1. Начало начал

Бывало ли с вами так: вы рассказываете кому-нибудь анекдот и вдруг выясняете, что за последнее время собеседник уже слышал его не раз? За последние десять лет мне довелось выслушать один анекдот раз сто, если не больше, причем в каждом случае рассказчик был уверен, что я его не знаю. Происходило это обычно таким образом.

Кто-нибудь узнает, что я написал книгу о пророчествах, и тут же говорит: «Боб, тебе, верно, доводилось слышать, что есть премилленарии, амилленарии и постмилленарии? А я — перемилленарий!» Стараясь не лишить его удовольствия, я делаю недоуменное лицо, выдерживаю паузу и спрашиваю: «Что еще за перемилленарий?» На что он отвечает с торжествующей улыбкой: «Независимо от моих убеждений в итоге все перемелется и мука будет!»

Эти слова не лишены смысла. Плохо одно: это попытка упростить библейское учение, и, как любая полуправда, этот взгляд вводит верующих в заблуждение по вопросу, который и так для многих является источником постоянных тревог и сомнений. Я говорю о возвращении Иисуса Христа за Своим святым народом. Неудивительно, что «рядовой» христианин просто отчаивается, не зная, во что верить. В результате он приходит к выводу — порой подсознательному, — что все действительно в конце концов «перемелется». Да и как может быть иначе? Во что бы ни верил он лично, все равно все произойдет по Божьему плану.

А Божье Слово говорит нам: «Бог не есть Бог неустройства» (1 Кор. 14:33). Не такова Его воля, чтобы дети Божьи пребывали в неведении, а потому Он доходчиво разъясняет в Библии все истины, которые необходимы нам для жизни — жизни в вере и послушании. Так отчего же возникает столько противоречий между христианами — людьми, искренне верящими в непогрешимость, авторитет и полноту Писания, — по важному и насущному вопросу о Втором пришествии Христа?

Ответ чрезвычайно прост. В Слове Божьем недвусмысленно сказано о возвращении Христа — иначе и быть не может (см. 1 Кор. 14:33), — следовательно, путаница — результат произвольного и превратного толкования Его Слова.
Далее вы увидите: Библия очень конкретно говорит о возвращении Христа за Своим народом. Она не умалчивает и о месте этого пришествия в череде прочих событий последних времен! Только ошибочное толкование Писания или, что еще хуже, нежелание согласиться с кристально ясным библейским учением становится причиной раздоров.

Как ни печально, многие ученые и богословы готовы ухватиться за любой метод толкования библейских пророческих текстов, лишь бы он помог обойти стороной это важнейшее учение. Что это как не трагедия?! Ибо явление «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13) — величайшее упование церкви. Писание предельно ясно говорит о возвращении Христа, и тот, кто закрывает глаза на это учение, оказывает всему Телу Христову воистину медвежью услугу. Но как часто «рядовые» христиане по простоте своей верят всему услышанному от проповедников или прочитанному в книжках вместо того, чтобы самим заглянуть в Божье Слово. Тем не менее, Библия — это книга-эталон: именно с ней нужно сверять все услышанное и прочитанное.

Ни один искренне верующий не захочет попасть в плен лжепророческих идей или лжеучений. Именно для таких ищущих христиан и написана эта книга. В ней я (за одним исключением — см. последнюю главу) не буду приводить цитаты своих единомышленников по вопросу о восхищении Церкви, так как не хочу, чтобы вышло по пословице: слепой слепого ведет. Напротив, я постараюсь построить свои доказательства исключительно на Писании. Вас поразит, как ясно и конкретно оно говорит о возвращении Христа за Своим народом!

Но прежде, чем мы приступим к главному вопросу, я хочу немного рассказать о себе: когда вы узнаете о моей жизни, вы легче поймете суть и эволюцию моих взглядов. А началось все так...

Почти полвека назад мой отец занимался, помимо всего прочего, изданием христианской литературы. Благодаря ему и роду его занятий мне удалось познакомиться со многими людьми, чьи имена уже были или вскоре стали широко известными в кругу христиан консервативного толка. Эти люди часто бывали у нас дома, со многими из них я познакомился лично. Отец не только научил меня мыслить по-библейски, но и дал возможность близко узнать деятельных священнослужителей, познакомиться со многими христианскими организациями.

После окончания колледжа мне больше по вкусу пришелся бизнес, а не карьера священнослужителя. Я твердо верю, что каждого из Своих чад Бог наделяет определенными способностями, которые с равным успехом можно использовать как в предпринимательстве, так и в служении: одни и те же способности можно использовать на разных поприщах. В деловом мире люди применяют свои дарования для самоутверждения и роста благосостояния — своего и своей семьи. В служении же, особенно в церкви, мы используем свои способности (которые порой совпадают с духовными дарами), чтобы укреплять ближних и заботиться об их благе. Но, какое бы дело мы себе ни избрали, мы обязаны отчитаться перед Господом в том, как используем свои дары.

Бог наделил меня аналитическим складом ума. После окончания колледжа я помогал создавать (или создавал) инвестиционные компании, прибыльно размещать деньги вкладчиков. Мечты не приносят доходов, которых требуют от нас инвесторы, ими не выплатишь зарплату служащим. Законы в бизнесе простые: правильно ведешь дела — получаешь прибыли; совершаешь ошибку — теряешь доходы. Оглядываясь назад, я вижу, как Бог использовал мои природные способности на благо моего профессионального роста: без Него мне не удалось бы достичь подобных результатов.
Когда мне было чуть больше 20 лет и я только начинал изучать предпринимательское дело, коллеги прозвали меня «тягачом». Если нужно было что-то достать — я доставал, если нужно было что-то узнать — я узнавал. Энергичный характер и аналитический ум помогали мне докапываться до ответов на вопросы.

Шли годы, расширялось мое дело, росла известность, увеличивалась моя вера в Божье Слово. У меня появлялось все больше знакомых священнослужителей, как в свое время у отца. Я знал президентов христианских организаций и колледжей, многих — близко. Если мне был нужен совет опытного знающего богослова, я мог обратиться к ним или любому из их преподавателей — каждый оказал бы мне помощь. Как вы, верно, догадались, это в огромной мере способствовало моим исследованиям в области эсхатологии — науки о конце века.

Правда, в начале моей взрослой жизни было время, когда у меня не было нынешней уверенности в Божьем Слове. Я имею в виду учебу в колледже — период пересмотра и формирования моих взглядов и идеалов, начало поисков библейских истин. Учился я в прекрасном христианском колледже — лучшего образования и желать было нечего. Но многие преподаватели естественно-научного факультета учили: историю сотворения мира, рассказанную в двух первых главах книги Бытия, нельзя понимать буквально. Ссылаясь на данные геологии, они говорили, что Ноев потоп был не всемирным, как утверждает Библия, а локальным. Учителя не отрицали, что библейские рассказы о сотворении мира и потопе содержат определенные духовные истины, но советовали не воспринимать эти истории буквально, потому что они противоречат научным данным. Нет, Бог не создал землю и всех ее обитателей, включая человека, за шесть суток! Для сотворения мира Бог использовал механизм эволюции. Свою теорию они называли «теистической эволюцией», потому что она якобы основывалась на библейском учении и одновременно вбирала в себя эволюционные научные взгляды. Эти преподаватели были яркими личностями, а я был молод и легко поддавался чужому влиянию. Без лишних вопросов я проглотил наживку — их теория казалась мне логичной, отвечала на мои вопросы, помогала увязать научные представления о мире с библейскими.

Вскоре после окончания колледжа я женился. В первые годы совместной жизни мы с женой довольно часто меняли место жительства, но где бы мы ни оказывались — нам всегда удавалось найти хорошую церковь. Именно тогда я впервые засомневался: то ли, что нужно, я слышу с церковной кафедры? Я думал: если библейский рассказ о мироздании нельзя воспринимать буквально, если Ноев потоп был потопом локальным, а не всемирным — что следует из текста, — то и остальные библейские учения, которые я всегда понимал буквально, нужно подвергнуть ревизии.
Так началась самая большая битва в моей духовной жизни. Нужно ли буквально понимать учение об аде и рае, или же, как в рассказе о сотворении мира, в нем нужно искать скрытый аллегорический либо духовный смысл? Неужели Христос — действительно Бог, пришедший на землю во плоти, или Он всего лишь большой человек и великий учитель? А может быть, Он — Сын Божий, но не Бог? Дошло до того, что я стал сомневаться, действительно ли Христос воскрес из мертвых: кто не знает, что воскресение из мертвых, как и сотворение мира за шесть дней, с научной точки зрения невозможно?

Но несмотря на всю путаницу, которая возникла у меня в голове благодаря умным учителям, сердцем-то я понимал, что Христос — истинный Бог. Я прекрасно знал, что рай — реальное место, что ад, внушающий страх и трепет, — место для неверующих в Господа и Спасителя Иисуса Христа. Более того, я был уверен, что Христос, проведя три дня и три ночи в могиле, воскрес. Все, что я принимал на веру, покоилось на записанных священнописателями библейских истинах! И тут меня осенило: моя вера зиждется на буквальном толковании Писания.

Приблизительно через шесть-семь лет после свадьбы, в период моих богословских метаний, друг рассказал мне историю, которую я никогда не забуду. Эта история была хорошо известна в шестидесятые годы, а потому вы, может быть, ее уже слышали. Я рассказываю ее на всех библейских беседах, все мои ученики слышали ее уже по несколько раз. История такая.

Жил-был фермер. Он выращивал арбузы. Каждый год соседские мальчишки залезали к нему на бахчу и крали самые спелые плоды. Наконец, это ему надоело, и он решил проучить воришек. Как только арбузы созрели, фермер вкопал в центре бахчи небольшую табличку: «Вниманию воров: будьте осторожны — один арбуз отравлен!» Через несколько дней он решил проверить бахчу — все арбузы были на месте, но в центре поля появилась вторая табличка: «Теперь их два!»

Пытаясь спасти от воришек несколько арбузов, хозяин потерял весь урожай! Найти отравленный арбуз было невозможно, пришлось избавиться от всех.

С этим рассказом на меня снизошло озарение. В фермере я увидел себя! Если понимать Библию буквально, то выходит, что Бог сотворил землю за шесть суток. Меня же уверяли, что теория эволюции — теория научная; что примирить религию с наукой можно лишь с помощью теории теистической эволюции, которая отрицала библейский рассказ о сотворении мира — вернее, облекала его в аллегорические формы. Как же можно верить религиозному учению Библии, если она научно несостоятельна? Как понять, какие из отрывков Писания — иносказания, а какие — описание действительных событий? Кто знает, какие принципы толкования следует применять к разным отрывкам, особенно если в них нет указания — аллегория это или реальность? Как сгладить противоречия между наукой и религией?

Битва за мой аналитический разум к тому времени уже подходила к концу, ибо я понял: стоит счесть аллегорическими хотя бы несколько мест Библии, как тут же усомнишься и во всех остальных, которые на деле следовало бы воспринимать в прямом смысле. Как и урожай арбузов, весь «урожай» библейских истин пропадает. Если не понимать буквально всю Библию, то теряешь веру в нее, потому что определить, где аллегория, а где реальность, — невозможно.

Приблизительно тогда же другой знакомый дал мне книгу по креационизму. Ее написал человек, за которым утвердилась прочная репутация серьезного ученого. Автор показывал: если воспринимать библейское повествование буквально, то в нем можно найти не только богословскую, но и научную достоверность.

Изучив аргументацию этого ученого, я понял: теория эволюции, как и теория креационизма, — это всего лишь теории! Ни та ни другая не подтверждены фактами! Для того, чтобы теория была признана фактически достоверной, ее следует проверить опытным путем и показать, что существует ряд постоянных, повторяющихся и поддающихся наблюдению явлений, которые и подтверждают ее истинность. Креационисты и эволюционисты сходятся в одном: человек стал последним звеном в цепи мироздания. Следовательно, и те и другие согласятся, что очевидцев «начала начал» не было. Ни одна, ни другая теории до сих пор не получили научного подтверждения, потому что невозможно пронаблюдать создание мира во второй раз. Выходит, что им так и суждено оставаться теориями до тех пор, пока не удастся экспериментально доказать истинность одной или другой. А потому нам только остается проверять свои предположения на соответствие уже известным научным данным. И тут креационизм берет верх над эволюционизмом! Основополагающие законы науки — первый и второй законы термодинамики — говорят о том, что процесс сотворения уже завершен. Нет ни малейших признаков продолжающегося эволюционного процесса. Перед нами — разрушенный грехопадением мир, который, скорее, медленно деградирует, чем эволюционирует. Слои осадочных пород, равномерно размещенные по всему миру и образованные водой, — наиболее очевидное доказательство всемирного потопа. Все остальные надуманные теории эволюционистов оказались несостоятельными!
Мне кажется, что каждый честный и здравомыслящий человек обязан признать: если есть творение, то должен быть и творец. Без творца был бы хаос. И нет творения более сложного, прекрасного и зримого, чем населенный людьми мир. Бог считает, что дал человечеству достаточно свидетельств о создании мира, и теперь люди уже не могут сказать в свое оправдание, что не знали о существовании всемогущего Творца (см. Рим. 1:20). Именно так я пришел к выводу, что Бог вкладывал прямой смысл в рассказы о сотворении мира, всемирном потопе и во все другие, которые счел нужным включить в Библию!

Как только я решил для себя вопрос о сотворении мира, я тут же встал на защиту буквального толкования непогрешимого Божьего Слова. Однако, я быстро понял, что большинству христиан эта точка зрения кажется чрезмерно упрощенной. Евангельские христиане консервативного толка спорят между собой не о непогрешимости и авторитете Писания, а о том, как толковать Библию. Такова же суть спора между эволюционистами и креационистами.

Апостол Павел писал коринфской церкви: «Мы пишем вам не иное, как то, что± вы читаете или разумеете, и что±, как надеюсь, до конца уразумеете» (2 Кор. 1:13). Другими словами, кто в состоянии прочесть — может и понять. Что нужно верующему? Глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать! Вот основной принцип герменевтики, который должен применять каждый христианин. Таков даруемый Богом метод для изучения и уразумения библейских истин.

Герменевтика буквального подхода
Поскольку я буду часто использовать слово «герменевтика», нужно его пояснить. Герменевтика — наука о том, как понимать прочитанное или сказанное в устной речи. Мы пользуемся ею каждый день, истолковывая то, что прочли или услышали. Все в повседневной жизни мы объясняем буквально, а не аллегорически, т.е. в естественном, обыденном смысле.

Вспоминая годы, когда я сомневался в Божьем Слове, я понимаю: только герменевтика буквального подхода наполняет Библию значением и смыслом. Я не говорю, что мы должны закрывать глаза на многообразные изобразительно-выразительные средства языка, фразеологические обороты, которых в Писании немало. Я только против «духовного» (подмены прямого смысла духовными учениями), против «аллегорического» толкования (отказа от прямого смысла отрывка ради другого — более глубокого и значимого), против «культурного» толкования (что каждая из библейских книг имела смысл только для своих современников). Я против всякого метода, который искажает текст, мешает воспринять его в естественном, обыденном смысле.

Тот, кто подменяет очевидное чем-то менее очевидным, болен, по-моему, «богоманией»: он считает себя вправе изменять значение текста по своему усмотрению, забывая о том смысле, который вложил в отрывок Бог.

Я твердо верю: истинную суть отрывка можно понять, лишь истолковав его буквально, с учетом контекста, и согласовав с другими местами Писания, относящимися к той же теме. Как только буквальный смысл обнаружен, найдена истина, которая избавит нас от суда. Но не дай Бог, чтобы мы подверглись осуждению из-за неверно понятого смысла! (Эти последние слова я прочел в книге доктора Тозера, с тех пор все мое богословие строится на них).

Я могу и по-другому объяснить, что такое герменевтика буквального подхода: если буквальное истолкование не лишено здравого смысла, значит, вы попали в точку. Если бы все, кто любит Бога и изучает Его Слово, пользовались этим правилом, то не было бы так много споров по вопросу о последних временах. К сожалению, преподаватели богословских учебных заведений слишком часто толкуют пророчества с учетом собственных богословских предпочтений и внешних обстоятельств и забывают о главном — о мысли, которую вложил в тот или иной отрывок священнописатель.
Писание не имеет противоречий

Обязанность каждого верующего — понять естественный, обыденный смысл того или иного отрывка. Для этого нужно заглянуть в другие места Библии, затрагивающие ту же тему. Запомните важное правило: истинный смысл отрывка отыщется лишь тогда, когда найдется «общий знаменатель» — средство согласовать все отрывки по данной теме. Пс. 118:160 напоминает: «Основание слова Твоего истинно». Другими словами: невозможно найти истинный смысл стиха, пока не изучишь все остальные отрывки по данной теме и не найдешь единственно верное решение, которое устранит все противоречия между ними!

Я объясняю это так. Предположим, у нас есть шесть отрывков на одну тему. Применив к ним правила герменевтики буквального подхода, мы видим: отрывки 1, 3 и 5 говорят одно, а 2, 4 и 6 — другое. Те, кому нравится мысль отрывков 1, 3, 5, приходят к выводу: общий знаменатель, который объясняет соотношение между ними, — отрывок 15. За него они стоят горой, закрывая глаза на существование отрывков 2, 4, 6. Другим больше понравится учение отрывков 2, 4 и 6. Они отыщут для них общий знаменатель — отрывок 12. Подобно своим оппонентам, они тоже готовы грудью защищать свои позиции — им нет дела до того, что написано в трех оставшихся отрывках.

Кто же прав? Какой отрывок является общим знаменателем — 12-й или 15-й? Ни тот ни другой! Чтобы отыскать истину, нельзя игнорировать ни один из отрывков по теме, какими бы противоречивыми они вам ни показались. Если же не пугаться расхождений и продолжать поиски решения, то вы в конечном итоге обнаружите: все приведенные выше отрывки прекрасно вписываются в учение отрывка 60! Все встало на свои места. Истина найдена.
Если вы не отыщете «общего знаменателя», ничего, кроме неразберихи, не будет. Как видите, правило очень простое. Пока «общий знаменатель» не найден, лучше сказать, что не знаешь правильного ответа. Честность — превыше всего! А тем временем продолжайте искать решение, которое поможет согласовать между собой все отрывки по заданной теме.

Образный язык
Нельзя забывать, что Библия широко использует образный язык — обороты речи, в которых слово или выражение употребляется в переносном значении1. Тропы и стилистические фигуры служат для того, чтобы усилить выразительность речи, наделить ее определенными эмоциональными оттенками. Если прямое значение отрывка кажется бессмыслицей, то, видимо, вы имеете дело с образным языком. И тогда смысл поможет определить контекст отрывка или все Писание в целом. Образный язык особенно важен, его широко использовали пророки. Вот наиболее распространенные типы тропов и стилистических фигур.


Обороты речи, основанные на сравнении
Сравнение лежит в основе трех наиболее распространенных приемов. Мы поговорим о сравнениях, метафорах и фразеологизмах. Не старайтесь зазубривать названия, будет достаточно, если вы научитесь распознавать эти стилистические единицы в тексте.

Легче всего распознать сравнения. Сравнение — это сопоставление двух явлений или предметов с тем, чтобы пояснить одно из них другим. Сравнения могут употребляться с помощью союзов («как», «чем») и слов («подобный», «похожий»). Например, в Отк. 1:14 мы читаем такое описание Христа: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (курсив автора). Это не значит, что волосы его были из снега. Они просто были похожи на снег. Его глаза не состояли из пламени. Они были похожи на «пламень огненный».

Метафора — еще один троп. Это слово, которое употребляется в переносном значении. Метафора — перенос свойств одного предмета на другой на основании сходства между этими двумя предметами по какому-то определенному признаку. Связующих слов между метафорой и определяемым словом не ставится. Теперь откроем Отк. 12:4: «Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить». Если понимать эти слова буквально, то смысл в них сыскать трудно. При чем тут дракон? Откуда он взялся? Читателю просто необходимо прочесть соседние стихи, чтобы понять смысл этого. Из них мы узнаем, что «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (ст. 9). Эти слова поясняют суть метафоры. Перед нами разворачивается яркая картина: мы представляем себе сатану — это и задумал автор. Он использует метафору вовсе не для того, чтобы сбить нас с толку, а для того, чтобы образно нарисовать картины происходящего.

Нужно помнить еще одно: разные метафоры, например, дракон и змея, могут относиться к одному и тому же лицу или предмету, причем каждая из них будет раскрывать какое-то его новое свойство. В разных местах Библии Иисуса Христа называют Сыном Божьим, Агнцем, Львом, Добрым пастырем, Царем царей. Эти метафоры несхожи между собой, но все вместе помогают читателю понять роль Христа в истории.

О метафорах мы еще будем говорить, а пока приведу другой пример. Писание рассказывает нам о человеке, которого принято называть антихристом. Для того, чтобы нарисовать этот образ, священнописатели используют ряд метафор. Вы, верно, удивитесь, но само слово «антихрист» в Писании встречается всего один раз — в 1 Послании Иоанна, где он предупреждает о пришествии сильного и злого человека, который в конце времен будет противостоять Христу. В пророческих книгах, таких как Откровение, этого слова нет. В книге Откровения антихрист чаще всего называется «зверем». Кроме того, есть и другие метафоры — человек греха, сын погибели, совершающий опустошение, князь мира, — каждая из них помогает нам лучше понять суть и характер этой видной фигуры последних дней, поставившей своей целью погубить Божьих избранников.

Подобным же образом мы в этой книге будем часто противопоставлять истинных христиан и христианскую церковь в целом. Во всем Новом Завете слово «христианин» встречается только три раза, но истинно верующих священнописатели называют «избранниками Божьими», Телом Христовым, чадами Божьими, избранным народом, рабами Божьими, братьями, победителями. Именно о верующих сказано, что «они имеют глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать». Интересно то, что слово «церковь» (поместная церковь) часто употребляется для описания группы людей, называющих себя христианами, из которых далеко не все являются искренне верующими (см. Отк. 3:1-7). В главе 7 мы будем подробнее рассматривать книгу Откровения, и эта разница в терминологии нам очень поможет!

Моя главная мысль такова: разные авторы используют различные слова для описаний одного и того же предмета или лица. Речь идет о художественно-выразительных средствах языка, которые никак не искажают естественного, нормального и привычного (т.е. буквального) значения текста. Если же буквальное толкование отрывка не представляется возможным, то сравните его с другими местами Писания: само Писание поможет понять сущность использованных автором сравнений. Стоит уловить особенности образного языка разных священнописателей, как станет понятен и тот смысл, который они вкладывали в свои сравнения и метафоры. Запомните: разобраться в Библии проще всего с помощью самой Библии.
Довольно распространенным приемом литературной речи является употребление фразеологизмов, или фразеологических оборотов. Это устойчивые речевые обороты, синонимичные отдельным словам. Например, когда Павел говорит о «жале в плоть» (2 Кор. 12:7), он не утверждает, что из его тела торчало осязаемое жало или шип, который не давал покоя. Нет! Но по контексту послания мы видим, что он говорил об «ангеле сатаны, [посланном] удручать» его, чтобы он «не превозносился чрезвычайностью откровений». А помните, как Христос сказал Савлу: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26:14). Вроде бы бессмыслица... Оказывается, Христос приводит греческую поговорку, смысл которой: сопротивляться силе бессмысленно. Настало время для того, чтобы Савл взглянул в лицо реальности, перестал противиться Христу.

Подобно приведенным примерам, некоторые из фразеологизмов можно объяснить из непосредственного контекста отрывка или же с помощью других мест Писания. Но всякий раз нужно помнить: это устойчивые словосочетания, синонимичные какому-то определенному слову. В обиходе мы постоянно используем поговорки и фразеологичесие обороты — они не мешают окружающим верно понять нас. Использовали их и священнописатели. Как вы, верно, уже заметили, я тоже часто использую фразеологические обороты и крылатые слова, но запутанной моя речь от этого не становится.

Метонимия
Метонимия («переименование») — очень распространенный прием. Это — перенос имени с целого класса объектов на единичный предмет или наоборот: с единичного предмета на класс объектов. Метонимию трудно отыскать в тексте. Это один из тех случаев, когда лучше привести пример, чем сказать тысячу слов об этом тропе.

В Пс. 22:5 царь Давид восклицает: «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» (в английском переводе вместо слова «трапеза» употреблено слово «стол». Разъяснения автора построены на английском переводе Библии — прим. перев.). Когда псалмопевец говорит о «трапезе» («столе»), то имеет в виду пир. Выходит, Давид словом «трапеза» («стол») заменил слово «пир». Почему? Не имею понятия. Ясно другое: Давид пытался рассказать нам вовсе не о сервированном Богом столе. Речь идет вот о чем: на виду у врагов Бог приготовил для Давида пир — обильно благословил его на глазах у противников. О метонимии — достаточно!

Стилистические фигуры
Стилистические фигуры — еще одно средство сделать язык более ярким и образным, пояснить смысл сказанного. Сравнения, метафоры легко обнаружить в тексте. Теперь мы говорим о другом: берется какая-то мысль или понятие, которые затем поясняются с помощью второй мысли или понятия. Мы говорим о параллелизме.

Чаще всего параллелизм встречается в поэтической речи — Псалмах, Притчах. Само название этого приема раскрывает его суть. В литературе — это одинаковое (параллельное) построение соседних предложений или отрезков речи. В еврейской поэзии параллелизм — это расположение тандемом двух мыслей, каждая из которых поясняет другую. Существует несколько основных приемов построения «параллельных» отрезков речи. Возьмем, например, Пс. 2:4:

«Живущий на небесах посмеется,
Господь поругается им».

В этом примере первая и вторая строки имеют одинаковый смысл. Это — первый из приемов. Объединить можно и противоположные по смыслу фразы, как это сделано в Пс. 1:6:

«Ибо знает Господь путь праведных,
А путь нечестивых погибнет».

В этом примере две строчки противоположны по смыслу. Итак, можно сделать вывод: параллелизм используется для того, чтобы расширить содержание первого отрезка речи, повторив во втором другими словами ту же истину, или чтобы оттенить смысл первого отрезка речи, противопоставив ему другую истину или мысль во втором.

В языке оригинала параллельные строки имеют одинаковую длину, равное количество слов или слогов. К сожалению, эта особенность библейского параллелизма была утеряна при переводе древнееврейских и греческих текстов на современные языки.

Контекст
Чтобы понять Писание в его естественном, нормальном, привычном смысле, нужно всегда помнить о контексте. Лишь зная общий контекст послания, вы поймете, какую мысль приводит автор в том или ином его отрывке. Наибольшую опасность представляет собой популярное «надергивание» цитат: очень часто христиане пытаются строить свои учения на взятых из разных мест Писания цитатах, причем вырывают их из контекста.

Например, Лука приводит такие слова Иисуса: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Вырвав эти слова из контекста, можно оправдать ими любого себялюбца и эгоиста. Но если рассмотреть их в контексте, то смысл получится иным, ибо в следующем стихе Христос говорит: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя». Истолкованные в контексте всей речи Иисуса, Его слова о душе приобретают совсем другой смысл.

Писание толкует само себя
И последнее, о чем я хочу сказать, — это мысль, которую я уже повторял не раз. В следующих главах я буду снова и снова возвращаться к этому принципу: Писание толкует Писание. Разобраться в Библии проще всего с помощью самой Библии. Это правило помогает каждому, открывающему Божье Слово. И оно особенно полезно, когда разговор идет о последних временах. В Откровении очень много элементов образного языка — сравнений, метафор, которые никогда нельзя принимать за аллегории. Напротив, любые образные выражения нужно обращать в своих помощников — искать им объяснения в других местах Писания. Когда человек толкует Писание, он излагает, прежде всего, собственные мысли, а не библейские истины!

Последние годы мне приходилось нелегко из-за того, что я занимал чрезвычайно жесткие позиции по ряду спорных вопросов. Но прежде, чем выработать свою позицию, я проделывал огромную работу: просматривал все отрывки на интересующую меня тему, толковал их при помощи всех описанных в этой главе правил герменевтики. Мне приятно, если я в состоянии указать собеседнику главу и стих, пояснив, что я ничего не выдумываю, а лишь верю библейскому тексту. Спор на этом обычно заканчивается.

Краткий обзор сказанного
Мне кажется, что есть лишь один верный свод правил герменевтики, с помощью которого можно познать истины Божьего Слова. Текст следует понимать в его естественном, буквальном смысле, делая исключения лишь для образных оборотов. Воспринимать отрывок необходимо в контексте, внимательно рассматривая все остальные места Писания, относящиеся к изучаемой теме. Если вы зашли в тупик — пусть вас выведет из него само Писание: Писание толкует Писание! Как только вы нашли «общий знаменатель», с помощью которого можно согласовать ряд отрывков и устранить все противоречия между ними, — считайте, что вы нашли истину. Как только мы нашли истину, — она избавит нас от суда Божьего. Но не дай Бог, чтобы мы подверглись осуждению из-за неверно понятого смысла!

Во 2 Кор. 1:13 Павел обращается к прихожанам коринфской церкви, многие из которых были людьми необразованными. В сущности, в письме апостол говорил им: если есть глаза, чтобы читать Божье Слово, если есть уши, чтобы его слышать, то можно понять все. Слово Божье написано ясно и доходчиво. Простые люди, как вы и я, в состоянии его понять, даже не имея ученой степени по богословию.

Если следовать простым правилам герменевтики буквального подхода, нам никогда не придется краснеть и стыдиться за себя. Писание предстанет перед нами, как полезная и практичная книга, говорящая обо всех сторонах жизни — духовных вопросах, семейных отношениях, дружбе, работе, науке, истории, психологии, здоровье, праве и даже о восхищении Церкви — об удивительном и славном возвращении Христа за Своим народом. Это и есть величайшее упование всех верующих. Но, чтобы Писание стало для нас открытой книгой, необходимо «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Именно за свое величайшее упование на Бога и глубочайшее почтение к Нему верийцы были названы более благомысленными, чем фессалоникийцы, потому что «они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

Когда мы с вами будем изучать интересующую нас тему, прошу вас об одном: будьте, как верийцы! «Разбирайте» Писания, чтобы понять, верны ли наши с вами посылки.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее