Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

ОВЦПИД-4

Глава 4. Учение Иисуса Христа

Поучения Христа, сказанные на горе Елеонской (см. Мф. 24:3-25:46; Мк. 13:-37), — самый важный новозаветный текст о времени пришествия Христа за Церковью и о наказании оставшихся грешников. В рассказе о последних временах Христос говорит о знамениях, которые предшествуют Его возвращению и кончине века. По сути — это краткий обзор событий последних дней.

В этой проповеди Христос предлагает ученикам вспомнить ветхозаветную книгу Даниила: из главы 10 мы узнаем, что небесный вестник сообщает Даниилу удивительное пророчество, которое тот записывает в главах 11-12. Пророк говорит о временных рамках событий последних времен.
Если рассказ Даниила объединить с поучениями Христа на Елеонской горе и книгой Откровения — откровения Христа, обращенного к Его верным слугам, — то можно точно восстановить события последних времен. Сравнивая описание ангела из Дан. 10 и Христа из Отк. 1, мы видим: это одно и то же лицо!

Выходит, что Сам Христос всегда дает Своим святым точные и важные пророчества о последних временах, как Он сделал это в Елеонской проповеди, как сказал Даниилу, как передал Иоанну в Откровении. Когда мы начнем сравнивать между собой эти три отрывка о последних временах (а мы это обязательно сделаем в следующих главах), то увидим, как гармонично они дополняют друг друга. Но Елеонское поучение Христа важнее прочих для уразумения времени возвращения Господа за Церковью. В нем говорится о двух тесно взаимосвязанных событиях последних времен — восхищении Церкви и излиянии Божьего гнева. В нем сказано, до или после гонений антихриста случатся эти события, а гонения антихриста, как известно, — главная тема всех споров о кончине века.

Контекст
В последнюю неделю Своей земной жизни Иисус поучал Своих учеников на Елеонской горе. За несколько дней до того, по дороге в Иерусалим, Господь сказал им:

«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20:18-19).

В день торжественного въезда в Иерусалим Христос с учениками отправился в храм. После беседы с еврейскими чиновниками кто-то, стоящий рядом с Ним, заметил, как прекрасен храм, «украшенный дорогими камнями и вкладами». Отвечая на это замечание, Иисус повернулся к ученикам и сказал: «Придут дни, в которые из того, что± вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лк. 21:6). Ученики спросили: «Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (ст. 7). И тогда, все еще стоя в храме, Христос ответил на вопрос. Он объяснил, что величественный храм будет уничтожен, что Иерусалим «будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (ст. 24). Но, главное, чтобы ученики не впали в заблуждение (ст. 8), потому что все это произойдет после «знамения в солнце и луне и звездах» (ст. 25), «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (ст. 27)!

Постановка вопроса
В тот же день Христос с учениками пересек Кедронскую долину и направился к Елеонской горе. Думается, что в голове учеников теснилось множество мыслей. Им уже сказали, что Христос вскоре умрет. Не станет их учителя! А теперь они еще узнали о том, что не останется камня на камне от величественного храма, что Иерусалим будет попираем язычниками до тех пор, пока не кончатся их времена. Грустно! Но Христос обещал им вернуться. Как только появится знамение в солнце, луне и звездах, Он явится в силе и славе. Теперь их волновал только один вопрос: когда это будет?

«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3).

Из предыдущей главы мы поняли: Иисус уже сообщил ученикам, что Его пришествие будет связано с временем суда Божьего, т.е. произойдет ближе к концу времен. Оба события — Его пришествие и Суд — произойдут в один день. А потому они спрашивали Христа о времени целых двух событий! Неясно было только одно: что это за знамение и когда его ожидать. А потому они задают вопрос: «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?»

Обзор событий кончины века
Именно в ответ на этот вопрос и начинает Христос рассказывать о событиях, интересующих учеников. После смерти и воскресения Господа эти верные и уже уверенные в себе люди станут основателями церкви. А потому Христос считает нужным открыть им тайну Своего пришествия, которая впоследствии станет главным упованием всех верующих (см. Тит. 2:13). Он начинает разговор словами:

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4).

После предостережения Христос дает ученикам краткий обзор событий последних дней (см. Мф. 24:5-14): говорит о Своем возвращении, о спасении святых, после чего «придет конец» (ст. 14).

«Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотри±те, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней» (Мф. 24:5-8).

В последние дни появятся зримые знамения, которые предупредят Божьих избранников о приближении Христова дня. Во-первых, придут лжехристы; будут войны и слухи о них (ст. 5-6). Он предупреждал, что не следует все эти события принимать за наступление дней Божьего гнева, потому что «конец века» — дни, когда Бог уничтожит нечестивцев огнем, — еще не наступил (ст. 6). Здесь же Иисус говорит: «Надлежит всему тому быть, но это еще не конец».

Войны будут сопровождаться голодом и землетрясениями (ст. 7), но все эти страшные происшествия — всего лишь «начало болезней» (т.е. начало родовых схваток) (ст. 8). Этими словами Он показывает: какими бы неприятными эти боли ни были, главное и самое неприятное еще впереди.
И тут же Христос начинает разъяснять, каковы будут самые страшные беды.

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9) (1).

Видите: гонения антихриста и будут теми страшными бедами, которые начнутся после «начала болезней». Гонения коснутся не всех жителей земли (их), а Божьих детей (вас)! Именно они будут предавать вас и убивать вас. Почему? «За имя Мое», — отвечает Господь, т.е. за исповедание Христа. Это и есть бедствия, которые начнутся после первых «схваток».

В параллельном рассказе о Елеонской проповеди, который приводит Марк, Бог обещает Своим истинным чадам помощь в дни гонений: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что± дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11).

И снова личное местоиимение «вас» указывает на то, кому именно обещана помощь Святого Духа. «Вам»! Выходит, что в начальный период бедствий от них будут страдать все жители земли, но в период бедствий — во время самых страшных бед — несчастья обрушатся только на истинно чтущих имя Христово. На вас! Именно поэтому Святой Дух будет рядом с верующими в это страшное время гонений.

Стихи, которые следуют непосредственно за описанием страшных бедствий Церкви, — самые грустные стихи во всей Библии. Христос как бы говорит: посмотрите сами, что произойдет, когда называющих себя христианами призовут в период гонений к ответу:

«И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:10-12) (2).

Кто «соблазнится»? Чья «любовь охладеет»? Речь идет о тех, кого испугают гонения за имя Христа.

Вы (именующие себя христианами) будете ненавидимы и уничтожаемы за имя Христа, и многие из называющих себя христианами отпадут от веры. Чья-то любовь ко Христу остынет. Неудивительно, что этот период страшных гонений Иоанн называет годиной «искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк. 3:10). Не мудрено, что о времени, когда «многие соблазнятся», Павел говорит, как о дне «отступления» (2 Фес. 2:3). Неудивительно, что Иоанн спрашивает нас: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос?», а потом советует: «Пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:22, 28).
Из Лк. 17 мы узнаем: направляясь в последний раз с учениками в Иерусалим, Христос объяснил им, что святые будут спасены в тот день, когда начнется излияние Божьего гнева. После этого разговора Он и спросил Своих учеников: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?»(Лк. 18:7-8).

Вопрос очень резкий и страшный. Недаром Христос предсказывал, какое великое отступление от веры произойдет в последние дни, когда придут к Церкви великие испытания. Кого найдет Христос, когда вернется за Своими верными? (Обратите внимание на частые упоминания о «побеждающих» в Отк. 2-3).

Но чуть позже в Елеонской беседе Иисус ответил на Свой же вопрос: как бы велико ни было отступничество, горстка христиан останется верной Ему даже до смерти. Именно этим верным победителям Иисус дает обетование:

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) (3).

Тот, кто останется верным Христу, будет избавлен от Великой скорби: «будут... убивать вас, и вы будете ненавидимы», но потом придет конец века и Божий гнев. Итак, сначала сатана будет преследовать верующих, потом Бог избавит Своих верных чад от гонений и после этого уничтожит оставшихся на земле нечестивцев. Все ясно и просто.

Петр выражается еще более прямолинейно. Говоря о тех, кто с честью выдержит гонения антихриста, Петр отмечает: «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:9 — курсив автора)4. Оказывается, Бог избавит благочестивых от искушения, а потом уничтожит оставшихся нечестивцев.

Вновь обратившись к проповеди на Елеонской горе (Мф. 24:14), мы читаем слова Христа:

«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Заканчивая обзор событий последних времен, Христос показывает ученикам: только после проповеди Евангелия всем народам «придет конец». Уже после Своего воскресения Христос вспоминает об этом условии и поручает ученикам — будущим отцам Церкви — проповедовать Евангелие всему миру. (В следующей главе мы подробнее рассмотрим Великое Поручение).

Многих ст. 14 очень смущает: выходит, что конец времен наступит лишь тогда, когда весь мир узнает о Евангелии. Следовательно, только проповедовав Евангелие миру, Церковь может надеяться на восхищение. Именно этот стих вел в дальние страны многих миссионеров, которые искренне верили, что своими усилиями приближают пришествие Тысячелетнего Царства Христа. Им казалось, что, возвещая Евангелие, они как бы ускоряют ход событий.

Я не уверен, что церкви когда-либо удастся завершить начатое. А вот Богу удастся. Он это может. Несмотря на неповиновение и слабость Своих чад Бог выполнит обещанное, когда придет пора (см. Ис. 46:9-11). Сопоставив ряд отрывков из Писания, мы даже сможем ответить на вопрос, как Ему это удастся.

Когда начинается время Великой скорби, Иоанн видит:

«И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать
живущим на земле и всякому племени и колену, и язы±ку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклони±тесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Отк. 14:6-7).

Итак, благодаря вестнику-ангелу каждый житель земли — старый и малый — услышит Евангелие о Христе еще до того, как Бог вызволит Своих святых и уничтожит нечестивцев. Независимо от успеха нашей проповеди, ангел-посланец донесет Благую весть до каждого народа и племени, и потом «придет конец» (Мф. 24:14).

Краткий перечень событий, связанных с Семилетним периодом бедствий, заканчивается отрывком 24:14. Итак, давайте еще раз повторим, что сказал Своим ученикам Господь.

Сначала придут лжехристы (ст. 5); потом будут войны и слухи о войнах (ст. 6), но это еще не конец (ст. 6) — еще не настало время Божьего гнева.
Далее будут голод и землетрясения (ст. 7), но это лишь начало бедствий (ст. 8); самое худшее впереди. И начнется это худшее: «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (ст. 9). Затем многие отпадут от веры во Христа (ст. 10), многие потеряют любовь ко Христу (ст. 12). А тот, кто «претерпит до конца», спасется (ст. 13). Но перед этим всему человечеству будет дана еще одна возможность ответить на зов Божий (ст. 14).
И в тот же день, когда спасутся святые, начнется излияние Божьего гнева (ст. 14).

Другими словами, излияние Божьего гнева начнется только после первых — «малых» — бедствий, после начала гонений антихриста на Церковь, после того, как всему миру представится последняя возможность покаяться, после того, как Бог заберет Своих святых. Тогда и наступит конец. Если хотите, то же самое можно сказать и при помощи медицинской терминологии: сначала схватки, потом — потуги, затем — роды. Родители, особенно матери, эту последовательность хорошо запомнят!

Итак, учит ли Христос, что избранники Божьи подвергнутся гонениям со стороны антихриста? Несомненно! Он заявляет об этом в ст. 9, который стоит сравнить со ст. 21 и 22, что мы дальше и сделаем.

Говорит ли Христос, что гонения антихриста и есть излияние Божьего гнева? Нет! Он утверждает обратное. В ст. 12 и 13 Христос поясняет, что конец времен (т.е. гнев Божий) может наступить лишь после того, как спасутся претерпевшие беды.

Заявляет ли Христос, что Божьим избранникам надлежит претерпеть и гнев Божий? Нет! Снова Христос высказывает обратное. В ст. 13 и 14 Он ясно отмечает: претерпевшие гонения от рук антихриста спасутся до излияния Божьего гнева.

«Правила техники безопасности»
Начиная со ст. 15 Христос переходит к описанию конкретных событий. Переход к новой теме отмечен словом «итак». Отсюда Он начинает сообщать ученикам ту информацию, которая поможет им выжить.

«Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте... Ибо тогда будет
великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:15, 21-22).

И тут ученики впервые слышат об антиподе Христа — антихристе, человеке, который в последние времена попытается уничтожить верующих. Нет сомнений: «мерзость запустения» — это и есть антихрист, зверь из Отк. 12, 13. «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13:5). Именно его Павел называет «человек греха», который «в храме Божием сядет... как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4).

Вернувшись к отрывку из Дан. 9:27, на который ссылается Христос, говоря о «мерзости запустения», мы видим, что время гонений совпадает с серединой Семилетнего периода.

В начале второй половины Семилетнего периода случится следующее:

«И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (т.е. антихриста) (Дан. 9:27) (5).

Случится это в «половине седьмины», в середине Семилетнего периода скорби. Тогда-то и явится антихрист, чтобы явить «мерзость запустения». И Христос предупреждает тех из вас, кому доведется в последние времена жить в Иерусалиме (см. Мф. 24:15). Он говорит, что вам делать, когда увидите, что «мерзость запустения» (т.е. антихрист) стоит в Святом Святых храма:

«Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Моли±тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу; ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:16-21).

Из ст. 21 ясно: антихрист будет жестоко преследовать тех, кто верен Христу (или противодействует антихристу — как поступят некоторые иудеи, если верить Дан. 12:1, ср. с Отк. 12:13-17). Это будут страшнейшие гонения на христиан с начала времен. Именно тогда «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9).

Теперь вы понимаете, почему Христос предупреждал учеников, чтобы они не обманулись (см. Мф. 24:4), чтобы внимательно выслушали Его слова?
Кто верит, что церкви не видать гонений, считает, будто в данном отрывке говорится об Израиле. Но в предыдущей главе мы уже отмечали, что Израиль спасется не раньше окончания Семилетнего периода скорби. Христос еще в храме говорил ученикам: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк. 21:24). Павел сообщает римлянам, что Израиль не спасется, пока не «войдет полное число язычников» (Рим. 11:25-26). О том же пишет и Даниил: «правда вечная» придет к Израилю только после окончания седьмой седьмины (см. Дан. 9:24). Итак, избранники Божьи, которые за имя Христово будут страдать от рук антихриста в середине Семилетнего периода (см. Мф. 24:9), просто не могут быть спасенным народом Израиля — тот спасется только тогда, когда закончится Семилетний период и «войдет полное число язычников»! Именно поэтому пророк Амос, говоря о гонениях на Израиль в последние дни, объяснял: «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет, — то же, как если бы кто убежал от льва — и попался бы ему навстречу медведь...» (Ам. 5:18-19).

Другими словами, нераскаявшийся Израиль не найдет спасения до начала Дня Господня. Для нераскаявшихся израильтян День Господень будет мраком, а не светом.

Добавлю: слова об «избранных», терпящих гонения антихриста, относятся к истинно верующим во Христа членам церкви. Посудите сами. Слово в ст. 22, переведенное как «избранные» (греч. «эклектос»), несколько раз встречается в Новом Завете по отношению ко Христу и Божьим ангелам. Но чаще всего оно используется применительно к истинным христианам — отдельным верующим или общинам, — избранным от основания мира. Итак, если слово «эклектос» всегда используется для обозначения истинно верующих, то зачем бы Христу давать ему другой смысл в проповеди на Елеонской горе?

В книге Откровения тоже говорится об этом периоде наиболее жестоких гонений и гонимые там названы «святыми», а не «избранными».

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их» (Отк. 13:7).

Иоанн сообщает о группе верующих, сохраняющих «заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа». Именно их постарается уничтожить сатана после того, как Бог помешает ему погубить «женщину» — Израиль (см. Отк. 12:13-17). Из контекста мы видим, что «избранные» и «святые» — это одни и те же люди. Это — не Израиль. Израиль Иоанн называет в книге Откровения «женщиной».

Итак, сравнивая между собой отдельные отрывки из Писания, мы видим, что в Елеонской беседе Господь говорит об избранных Божьих, а вот в книге Откровения речь идет о «святых». Как и в случае со словом «избранные», греческое слово-оригинал («хагиос» переведено как «святые» и «праведные») может относиться ко Христу, к Его ангелам или к людям — искренним служителям Христа.

Вы спросите, почему слово «церковь» отсутствует в этих двух важнейших отрывках. Вполне возможно, что во времена гонений антихриста (см. Мф. 24:9; ср. со ст. 21-22) не сама церковь окажется победительницей, «претерпевшей до конца» (ст. 10-13), а искренне верующие во Христа (Его избранные или святые). Они претерпят гнев антихриста, чтобы не быть объектами излияния Божьего гнева (ст. 9). Именно поэтому Христос постоянно повторяет местоимение «вы». Остальная часть членов церкви избежит гонений, отпав от веры (ст. 10). Их любовь ко Христу охладеет (ст. 12), потому что они предпочтут поклониться антихристу, лишь бы избежать смерти за дело Христово. Именно церковь впадет в отступничество в последние дни. А избранные Божьи (святые) вытерпят гонения. Потому-то в отрывках слово «церковь» заменено словами «святые» и «избранные». Речь идет о верных христианах, которые предпочтут смерть компромиссу! (Подробнее об этом — в главе 7).

Еще важно отметить обетование, которое Бог дает Своим избранным: сократить (греч. «колобоо») дни гонений (6).
Поговорим подробнее о предостережениях Христа. Мы уже знаем, что мерзость запустения покажет нам истинное лицо антихриста: он осквернит иерусалимский храм, из Иерусалима начнутся гонения на святых. Именно поэтому Иисус обращается со словом предостережения к жителям Иерусалима. Он говорит: как увидите, что предсказанное начинает сбываться, — бросайте все и бегите (ст. 16-20). Кому-то удастся укрыться в безопасном месте, но и их беда не минует. Тех, кто бежать не сумеет, Христос предупреждает особо:

«Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», — не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходи±те; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте» (Мф. 24:23-26).

Будьте бдительны! Не дайте лжехристам, лжепророкам выманить себя из укрытия пустыми обещаниями! Лжехристы и лжепророки будут говорить очень убедительно, будут показывать великие знамения и чудеса, изо всех сил стараясь обмануть избранных. Благодарите же Бога за слова «если возможно». Я лично думаю, что обмануть избранных будет «невозможно», если только они не забудут предостережения Христа. Но вероятность есть... и это страшно. Именно поэтому Христос начинает Свою речь со слов: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4).

Но потом, после стольких неприятных слов Христос сообщает ученикам новость поистине благую: некоторые из Божьих святых смогут избежать ловушек лжепророков и антихриста.

Самые важные строки Елеонской беседы — это слова о Втором пришествии и знамениях конца времен.

«И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни... Ибо, как
молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:22, 27, 29-31).

Благая весть состоит в том, что гонения антихриста не будут продолжаться вечно. Их прервет событие, которое и ознаменует пришествие Дня Господня. На небесах появится знамение, возвещающее начало Божьего гнева. Тогда же ангелы Господни «соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». Когда мгновенно исчезнут все объекты гонений — прекратятся сами гонения.

Не забывайте об этой концовке. А теперь мы рассмотрим три отдельные события, которые будут способствовать концу гонений: 1) знамение конца века; 2) знамение пришествия Христа и само Его пришествие; 3) сбор избранных Божьих «от четырех ветров».

Знамение кончины века
В предыдущей главе мы уже говорили о том, что Бог через Своего пророка Иоиля обещал дать знамение на небе, «прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2:31). И вот теперь, в проповеди на Елеонской горе, Христос более конкретно говорит о знамении кончины века.

Пройдет много лет, и Христос раскроет автору Откровения: во время знамения начнутся и землетрясения.

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Отк. 6:12-14).

Если объединить отрывок из Мф. 24 с отрывками из книг Иоиля и Откровения, то мы увидим: великий и страшный День Господень начнется тогда, когда погаснут светила небесные, т.е. истинное знамение Дня Господня — превращение вселенной в «черную дыру». И вот в этой «черной дыре» люди увидят знамение Христова пришествия. Итак, мы переходим ко второму событию.

Знамение Второго пришествия Христа
Наш главный текст — текст проповеди на Елеонской горе — рассказывает нам, что пришествие Христово будет словно молния, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф. 24:27). Итак, знамение Его пришествия — это явление Божьей славы, возвращающейся на землю (как и было предсказано пророком, см. Иез. 43:1-2). Когда знамение увидят от востока до запада — оно будет подобно молнии, — слава Христова ворвется в померкшее пространство земли, и тогда весь мир узрит «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».

Говоря о славном пришествии Христа, Исаия отмечает, как велика будет слава «величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:19). Наставляя Тита, Павел говорит ему, что мы все должны ожидать «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13 — курсив автора). Никакими словами не опишешь величие этого момента. После него произойдет третье важнейшее событие.

Бог собирает Своих святых
Как только появится Христос, Он «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Это — восхищение верующих, победителей, претерпеших до конца! Все ясно и просто.

Но обратите внимание: верующие соберутся от края и до края небес только после того, как наступит мерзость запустения; только после того, как начнутся гонения антихриста на христиан; только после того, как отпадут от церкви многие, ибо охладеет их любовь ко Христу; только после того, как померкнут небеса; только после того, как весь мир увидит явление Сына Человеческого в облаках, в силе и славе; но до того, как разразится гнев Божий на нечестивцев, — об этом говорят многие священнописатели. Именно благодаря описанным выше событиям прекратятся гонения на христиан. Для истинных слуг Божьих придет избавление. Не обращенный еще Израиль избежит пасти «льва» лишь для того, чтобы попасть в лапы к «медведю». Начнется День Господень.

Именно об этом моменте говорит Христос:

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:9, 13-14).

Истинные служители Христа, которым доведется вынести гонения антихриста (ст. 9) до конца (ст. 13), спасутся (ст. 13). В разгар гонений Бог заберет их (ст. 9), а потом наступит конец (ст. 14).

Кончина века
«Конец», «кончина века», «День Господень», «судный день» — это все разные названия одного и того же дня: тогда гнев Божий будет изливаться на оставшихся в миру нечестивцев. Истинные же дети Божьи будут «спасены» от гонений антихриста.
Христос говорит об излиянии Божьего гнева и использует при этом тот же пример, который приводил раньше. Он уже рассказывал Своим ученикам (см. конец главы 3), что восхищение Церкви и начало излияния Божьего гнева совпадают по времени. При этом Он приводил в пример Ноя (см. Лк 17:26-27). И вот Он снова говорит о великом потопе:

«Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется» (Мф. 24:37-40).

Обратите внимание: Иисус больше не употребляет местоимения «вы», т.е. не учеников застанет врасплох пришествие Сына Человеческого. Через два стиха Христос обращается с предостережением уже к ученикам: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (ст. 42). Четверть века спустя Петр, говоря о суровом Дне Господнем, использует то же сравнение:

«Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его?»... Думающие так не знают, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою... А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:3-7, 10).

И вот, как и Христос, Петр наставляет искренне верующих: «Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (ст. 11-12 — курсив автора). Стоит только представить себе, каких масштабов достигнут разрушения в День Господень, как поймешь, почему Бог спасет избранных от Своего гнева.

Итак, в проповеди на Елеонской горе сказано не только о гневе сатаны, излитом через его марионетку — антихриста («мерзость запустения, когда будут убивать вас»), но и об избавлении от гнева сатаны («пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров»), а также о Дне Господнем («пока не пришел потоп и не истребил всех — так будет и пришествие Сына Человеческого»).

Краткий обзор главы
Елеонская беседа — это краткий обзор последних времен; в ней четко изложено, в какой последовательности будут происходить события, связанные с возвращением Христа за избранными, как наступит кончина века. Очень важно запомнить эту последовательность, потому что мы еще не раз будем ссылаться на нее в дальнейшем разговоре о восхищении Церкви.

Итак, вот что Христос рассказал Своим ученикам:

Он предупредил: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (ст. 4).
Потом добавил: «Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» (ст. 5).
И предостерег: «Также услышите о войнах и о военных слухах», но это еще не конец (ст. 6).
После этого «будут глады, моры и землетрясения», но это только «начало болезней (родовых схваток)» (ст. 7-8).
Далее «увидите мерзость запустения... стоящую на святом месте» (ст. 15).
Затем «будет великая скорбь» (ст. 21).
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (ст. 9).
В результате, многие прельстятся, «во многих охладеет любовь» (ст. 10-12).
Но «претерпевший же до конца спасется» (ст. 13).
Потом «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (ст. 14).
«И тогда придет конец» (ст. 14), наступит День излияния Божьего гнева.
После столь общего обзора событий Христос рассказывает, как прекратятся гонения на святых (ст. 22, 29).
«Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (ст. 29).
Затем «явится знамение Сына Человеческого на небе» (ст. 30), «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» (ст. 27).
А затем все «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (ст. 30).
Ангелы Божии «соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( ст. 31, см. ст. 13). В ре
зультате, главного объекта гонений антихриста на земле больше не будет — Бог заберет Своих святых.
Тут-то и начнется излияние гнева Божьего: наступит конец века (ст. 14, 37-39).

Когда это будет?
Последовательность событий, которую поясняет Христос в Елеонской беседе, очень важна: она помогает понять, когда же произойдет восхищение Церкви — до или после гонений антихриста. Но точного времени Господь нам не сообщает:

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).

Следовательно, события, описанные в проповеди, уже начнут свершаться, но никто — ни ангелы небесные, ни Сам Христос — не будет знать «о дне и часе» возвращения Господа за Своими верующими. Тем не менее, мы слышали и слова Павла: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес. 5:4).

Из Елеонской беседы мы выяснили, что возвращение Христа произойдет во второй половине Семилетнего периода скорби: после того, как начнутся гонения антихриста на верующих, но еще до окончания сорока двух месяцев правления антихриста. Весь мир по-прежнему будет есть, пить, жениться, как это было во дни Ноя. Именно поэтому для живущих во тьме возвращение Христа будет неожиданным — Он придет, как «тать ночью». Верующие же «не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес. 5:2, 4). Значит, возвращение Христа действительно произойдет внезапно, но только после того, как антихрист займет место в храме и потребует, чтобы весь мир поклонился ему. Это случится где-то в середине периода скорби.
Мы не можем знать точного дня и часа Второго пришествия, но Христос советовал ученикам поучиться у фигового дерева:

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24:32-34).

Если задуматься о приведенном Иисусом примере, то все станет совершенно ясно. Когда ветви смоковницы становятся нежными, когда на них появляются листья, все в Израиле понимают: близится лето. И вот, когда люди увидят, что исполняется сказанное Христом, им следует понять: близится Второе пришествие Христа.

Исполнения многих библейских пророчеств (см. Дан. 9:24-27) ждали и дольше. Но вот пророчество о Втором пришествии Христа и конце века станет исполняться и исполнится в рамках одного поколения. Почему? Потому что Господь сказал Даниилу, что от начала до конца событий пройдет не более семи лет. За семь лет христиане увидят, как будет подписан договор Израиля с антихристом, как возникнут «родовые схватки», как придут гонения на избранников Божьих, как вернется Христос спасти их, как начнется истребление нечестивцев... и придет конец.

В 1948 году Израиль стал самостоятельным государством. В 1967 году в руки Израиля перешла часть Иерусалима. Эти два события крайне важны: без них не могло бы случиться ничего из сказанного на Елеонской горе. Лето еще не пришло, но ветвь — древний Божий народ — уже стала нежнее. На ней появляются листья. А потому «не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5:6). Давайте же внимательно следить за тем, как развиваются события на Ближнем Востоке.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее