Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

ОВЦПИД-6

Глава 6. Учение апостола Павла

Смотрите, как удивительно получается: недалеко от пророческой книги Откровения помещены в Библии пророческие письма Павла — 1 и 2 Послания к Фессалоникийцам. Мы уже затрагивали ставший классическим отрывок из 1 Фес. 4. А теперь мы поговорим о том, что в своих двух посланиях Павел рассказывает язычникам-фессалоникийцам о тех же событиях, что и Христос в Елеонской беседе Своим ученикам. Причем Павел строго сохраняет последовательность событий. Апостол подчеркивает, что это учение о последних временах было дано ему Самим Господом: «Сие говорим вам словом Господним» (1 Фес. 4:15). Именно этими словами Павел начинает разговор о восхищении святых и о времени этого события.
Если, как мы утверждали в двух предыдущих главах, в Елеонской беседе сказано о восхищении Божьих избранников, то это событие должно произойти после знамения на небесах, возвещающего День Господень. Следовательно, и то восхищение, о котором говорит Павел фессалоникийской церкви, должно произойти перед началом Дня Господня. Давайте вместе прочтем Писание, и вы все поймете.

1 Послание к Фессалоникийцам
Павел писал:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-14).

Павел понимал: фессалоникийцы волнуются о своих умерших друзьях и родственниках, уверовавших во Христа при жизни. Пожалуй, каждый из нас хотя бы однажды задавал себе вопрос: «Что происходит с умершими?» И Павел объясняет, что «умерших в Иисусе» Бог не лишает надежды. Суть их надежды апостол поясняет в следующих четырех стихах.

Классическая картина восхищения Церкви
В предыдущей главе мы уже говорили, что эти стихи являют собой классическую картину восхищения Церкви:

«Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия (парусии) Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4:15-18).

О чем говорится в отрывке — ясно без комментариев. Павел просит фессалоникийцев не волноваться об умерших: когда Иисус вернется за оставшимися в живых верующими, Он прежде воскресит умерших «во Христе». И тогда живые и умершие вознесутся вместе на облака, чтобы встретиться в небесах с Господом.

О Дне Господнем
Разговор о последних временах продолжается и в пятой главе послания, причем проследить развитие мысли Павла несложно. Только что он рассказал фессалоникийцам о «парусии» Христа — святые встретятся с Господом в воздухе. И тут же в голове всякого человека проносится естественный вопрос: «Когда это будет?» Об этом же спрашивали ученики Христа в начале Елеонской беседы. Этот же вопрос задают современные христиане. Кстати, именно в ответ на этот вопрос я и решил написать данную книгу!
Фессалоникийцы еще не успевают задать вопрос, как Павел уже отвечает на него:

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как му±ка родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:1-3).

Когда же произойдет восхищение Церкви? «Да вы и сами знаете», — говорит Павел. Восхищение Церкви произойдет в тот день, когда начнется излияние Божьего гнева! Что еще можно сказать о временах и сроках? Ничего!

Эти слова показывают, что Павел, видимо, не впервые говорит им о восхищении Церкви. Чуть позже он напишет фессалоникийцам второе письмо. Из него также видно, что Павел лишь напоминает верующим об уже известных им фактах, причем таких, которые в первом письме не содержались. Это всего лишь моя догадка: то, о чем пишет Павел фессалоникийцам, перекликается с Елеонской беседой, а потому он, видимо, уже обсуждал эту тему с местными христианами. Именно по этой причине и пишет им Павел, что говорит сие «словом Господним» (1 Фес. 4:15).

В Елеонской беседе Христос объясняет, что ангелы соберут верующих от края неба и до края, как только появится знамение конца времен на небесах (см. Мф. 24:29-31; Иоил. 2:31). Так и Павел наставляет фессалоникийцев, говоря им, что «временем и сроком» сретенья с Господом в небесах будет День Господень. День Господень и конец времен — это один и тот же день. Бог пообещал забрать верных перед излиянием Своего гнева на нечестивцев. Как удивительно совпадают рассказы Христа и Павла! И в том и в другом Бог забирает верующих перед началом излияния Своего гнева.
Но если так, то многие взгляды придется пересмотреть. Кто-то попытается сказать вам, что День Господень, изображенный Павлом в главе 5, не имеет никакого отношения к восхищению Церкви, описанному в главе 4. Вас будут уверять, что Павел говорит о двух совершенно различных событиях, что одна глава содержит рассказ о восхищении, а другая — о Дне Господнем.

Но, если вы помните, в греческом тексте не было делений ни на главы, ни на стихи. Оно появилось тысячу лет спустя! А потому всякий, читающий Божье Слово, должен помнить: деление на стихи и главы — условно. Для нас гораздо важнее, где начинается и где кончается авторская мысль.
Например, в 4:13 Павел говорит фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас... в неведении об умерших». Но обсуждение этой темы не ограничивается четвертой главой, ибо свою мысль апостол заканчивает лишь отрывком 5:10: «...Чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». Следовательно, текст о временах и сроках наступления Дня Господня вбирает в себя и предшествующие ему строки о восхищениии святых во время Второго пришествия Христа. Павел не начинает в главе 5 новую мысль! Напротив, речь идет о взаимосвязи двух важнейших событий последних времен — восхищения Церкви и Дня Господня. Причем учение Павла ни в чем не расходится с учением Христа из Елеонской беседы. В конце главы 4 сказано, что Господь придет в начале Дня Господня, а в 5:10-11 заканчивается мысль, начатая в 4:13. Следовательно, два тесно связанных события, которые были описаны Павлом, можно проследить и в речи Иисуса. Христос тоже говорит о знамении Своего пришествия и о конце века.

Вот что Павел пишет дальше:

«Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать; ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:4-11).

Фессалоникийской церкви Павел говорит, чтобы они бодрствовали и трезвились, иначе день тот застанет их, будто вор. Почему? Потому что вы — искренние верующие — дети света, а не тьмы! Потому что «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения (сотерия)» (ст. 9).

Мы уже говорили о глаголе, производном от греческого слова «сотерия». Он означает духовное спасение и физическое избавление (см. главу 4). Как и Христос, Павел использует это же греческое слово. А потому, как и Христос, Павел говорит здесь о физическом избавлении — о восхищении святых, описанном несколькими стихами раньше. И снова мы наблюдаем, как смыкаются два важнейших события последних времен — восхищение Церкви и День Господень.

Краткий обзор первого письма
Итак, мы видим: главная тема первого письма Павла фессалоникийцам — парусия Христа, время, когда оставшиеся в живых и умершие встретятся с Господом в воздухе. Кроме того, он говорит о взаимосвязи восхищения с Днем Господним. А еще мы обратили внимание на то, что учение Павла полностью совпадает с учением Христа. «Какой признак Твоего пришествия (парусии) и кончины века (Дня Господня)? — спрашивали ученики Христа. — Когда Твои ангелы соберут избранных Твоих от четырех ветров, от края небес до края их?» В обоих отрывках встречаются очень значимые греческие слова, такие как парусия, сотерия и пр. Так удивительно ли, что, начиная свое поучение, Павел утверждает, что говорит с ними «словом Господним»?

Если учение Павла совпадает с учением Христа, то, следовательно, в Елеонской беседе говорится о восхищении Церкви, а не об Армагеддонской битве. Если так, то именно восхищение Церкви прекратит гонения антихриста на верующих сразу же после появления знамения в небесах. Все просто и ясно!

Второе письмо
Второе письмо Павла фессалоникийской церкви в деталях подтверждает очередность событий последних времен, изложенную Христом в Елеонской беседе. Апостол тоже говорит о спасении святых от рук антихриста и об истреблении нечестивцев в День Господень. Этот отрывок очень важен, но вызывает и немалые сложности. Сейчас объясню, какие.

СОС!
Греческий подлинник гораздо яснее, чем текст наших переводов. А потому, если я буду говорить о нем, опираясь исключительно на наш перевод, то противники «предгневного» восхищения Церкви скажут вам, что я сам не знаю, о чем говорю, ибо не имею ни малейшего понятия о языке оригинала. И будут абсолютно правы... если я построю анализ отрывка только на переводном тексте. С другой стороны, если я буду использовать греческий текст, то любой мирянин заподозрит меня в том, что я манипулирую Писанием, стараясь «выдавить» из отрывка угодный мне смысл, вместо того, чтобы взять текст на понятном ему языке. Что ж, тоже верно. Есть люди, которые как хотят перевирают перевод: пользуясь своим знанием греческого языка, они стараются убедить слушателей, что смысл текста совсем не таков, каким кажется в хорошем переводе. Упаси Бог, чтобы я намеренно сделал нечто подобное! Я просто ищу истину. Для этого я стараюсь как можно точнее уразуметь греческий текст, чтобы полнее понять автора. К любому тексту следует относиться только так и не иначе.

Мне помогал доктор Скотт Кэррол, человек, страстно любящий Слово Божье, который ко всему прочему владеет двенадцатью древними языками. Один из известных ему языков — греческий. Он изучал и многие годы преподавал его. Скотт и его коллеги проверяли и перепроверяли все мои комментарии к греческому тексту, помогали мне понять, какие мысли нес он читателям. Они проверили каждое слово и каждый слог из написанного мною, даже диктовали мне разъяснения к некоторым местам. А потому я отказался от анализа переводного текста Библии, ибо мог воспользоваться советом столь знающих людей.

Теперь мы продолжим разговор о втором письме апостола Павла фессалоникийцам.

Контекст письма
Вскоре после того, как апостол написал первое письмо, в фессалоникийской церкви разразился кризис. Он имел прямое отношение к теме письма апостола. В общину пришли лжеучителя и стали учить фессалоникийцев, переживавших тогда нелегкое время гонений, что День Господень уже наступил. То ли лжеучителя говорили, что избавления от Бога не придет (Бог не восхитит праведников, потому что День Господень уже начался), то ли что фессалоникийцы не обрели истинного спасения, а потому остались после восхищения Церкви. Из текста это неясно. Главное, что принесенное в церковь учение было ложным. Но если бы местные верующие хорошо запомнили все, сказанное Павлом в первом письме, то сложностей удалось бы избежать.

Оказалось, что лжеучение противоречит словам апостола о том, что «Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения» (1 Фес. 5:9) и что мы «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (4:17) еще до излияния Божьего гнева на оставшихся в миру нечестивцев (5:1-2). Чтобы ободрить фессалоникийских верующих, апостол говорит:

«Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2 Фес. 1:4-8, 11).

Если верно рассмотреть последовательность событий в приведенном выше отрывке, то мы увидим, что она совпадает с описанием, данным Христом в Елеонской беседе. Во-первых, гонения — «во всех гонениях и скорбях». Далее, Бог сокращает время гонений, избавляя или спасая Cвоих избранных, — «вам, оскорбляемым1, отрадою вместе с нами». После этого следует излияние Божьего гнева — «в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога». Другими словами, верные спасутся от гонений до излияния на землю Божьего гнева, которое начнется в День Господень.

Выходит, что те гонения, которые терпели христиане, не могли быть гневом Божьим! Более того, Павел напоминает, что Бог «оскорбляющим вас воздаст скорбью» (2 Фес. 1:6). Другими словами, гнев Господень будет изливаться не на «вас» — не на фессалоникийскую церковь, — а на ваших мучителей. Он даст отдых гонимым! Интересно отметить, что использованное здесь греческое слово, переведенное как «оскорбляемые», происходит от одного корня с существительным «тлипсис», которое в Елеонской беседе переведено, как «скорбь» или «гонения» (Мф. 24:9, 21). Итак, стоит уразуметь греческий текст, как сразу будет видна связь между двумя параллельными отрывками.

Новые трудности
Потом Павел более подробно говорит о создавшейся в церкви ситуации. Видимо, фессалоникийцы упустили из виду, какие события должны произойти перед восхищением Церкви и началом излияния Божьего гнева. Они забыли, что эти события происходят непосредственно перед Вторым пришествием Христа (парусией). Если бы они помнили Елеонскую беседу (с которой, несомненно, были знакомы) и наставления Павла, то никогда бы не доверились лжеучителям. Верно понятое и истолкованное твердое учение всегда устраняет затруднения. Павлу пришлось снова читать фессалоникийцам наставления.

Внимательно следите за мыслью апостола:

«Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1-2).

Павел начинает главу 2 с попытки убедить фессалоникийцев не бросаться в крайности («не спешить колебаться умом») и твердо верить в пришествие (парусию) Христа и наше сретение с ним в воздухе. Именно эта мысль прослеживается в греческом тексте. Обратите внимание, что Павел связывает воедино «наше собрание к Нему» в пришествие Господа и «День Христов» (ст. 1-2).

Лжеучителя извращали истины о последних временах, и Павел ясно говорит, что лично он отвергает учение о том, что День Господень уже наступил. Верующим не следовало волноваться из-за того, что «будто уже наступает день Христов» (ст. 2)2. Это была ложь, которая полностью противоречила учению апостола.

Очередность событий последних времен
Как и Христос двадцать лет назад, Павел теперь рассказывает о последовательности событий, которым надлежало произойти до пришествия Христа, до восхищения святых, до излияния гнева Божьего на оставшихся нечестивцев.

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4).

Для начала Павел увещевает не доверяться лжеучителям: до наступления Дня Господня должны произойти еще некоторые события. Во-первых, начнется отступление от веры, а во-вторых, откроется человек погибели (ст. 3), который займет место в храме и будет выдавать себя за Бога (ст. 4)3.

Отступничество
Из текста письма видно: ни того ни другого, о чем предупреждал апостол, не произошло. Павел говорит, что переживаемые ими гонения по определению не могут быть Днем Господним, ибо «придет прежде отступление».

Если вспомнить греческое построение текста и сравнить между собой параллельные места Писания, то мы увидим: речь идет именно о том отступлении от веры, о котором и Христос предупреждал Своих учеников в Елеонской беседе:

«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:9-13).

В Библии говорится только об одном отступлении от веры, которое произойдет во время правления антихриста в середине Семилетнего периода скорби. Это то отступление, о котором говорит Христос в Елеонской беседе. Кстати, «отступничество» — это и есть «отпадение от веры». Некоторые комментаторы старались привязать отступничество, о котором говорил Павел, к всеобщему отрицанию миром Бога (см. 2 Тим. 3:1-5), которое случится в последние времена еще до отпадения от веры многих церковных христиан. Если так, — говорят сторонники этого взгляда, — то Христос вполне может восхитить Свою Церковь еще до начала периода Скорби.

Но здесь абсолютно неважно, о каком отступлении от веры говорит Павел — о всеобщем или только церковном. От этого не меняется очередность событий последних времен, в частности, тех, которые должны произойти перед Днем Господним. Перед Днем Господним обязательно должен открыться человек греха: воссесть на престоле в храме и потребовать всеобщего поклонения. Все это произойдет до пришествия «Господа нашего Иисуса Христа» и нашего собрания к Нему (2 Фес. 2:1).

Но мне кажется, что всеобщее отступничество, о котором говорится во 2 Послании к Тимофею, и отступничество, описанное во 2 Послании к Фессалоникийцам, — это разные вещи, и вот почему.

1. Во 2 Фес. 2:3 слово «отступничество» употреблено с определенным артиклем, т.е. это то отступничество, о котором верующие уже знают. Они могли слышать лишь о том отступничестве, которое должно произойти перед Христовым пришествием (парусией) и о котором рассказано в Елеонской беседе. А потому не нужно обладать богатым воображением, чтобы понять: отпадение от веры, описанное в Елеонской беседе, — это и есть отступничество, предсказанное во 2 Послании к Фессалоникийцам. Особенно, если учесть, что Павел о событиях последних дней говорил «словом Господним»!

2. Во втором письме Тимофею Павел изображает всеобщее отступничество от Бога, которое наступит в последние дни. Письмо это было написано лет через пятнадцать после 2 Послания к Фессалоникийцам. Как же Павел мог писать фессалоникийцам о том, что открылось ему пятнадцатью годами позже?

Антихрист в храме
Вернемся к нашему тексту. Смущенным фессалоникийцам Павел говорит, что перед парусией Христа должны произойти определенные события — лишь потом начнется излияние Божьего гнева. День Господень придет только после того, как антихрист, человек греха, явится перед всеми и займет место в храме в середине Семилетнего периода великой скорби: он будет от всего мира требовать поклонения себе (см. Мф. 24:15; Отк. 13:4-8). И придет он только после отпадения части верующих от Христа (см. Мф. 24:9-12). Затем Павел задает вопрос:

«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2:5).

Видимо, обо всем этом Павел рассказывал им в предыдущих беседах, записей которых не сохранилось; о подобной последовательности событий в первом письме апостол не упоминает. Скорее всего (такой вывод можно сделать на основании 1 Послания к Фессалоникийцам), Павел уже пересказал им содержание Елеонской беседы. Теперь встал вопрос о сроке начала Дня Господня, и апостол снова ссылается на личную беседу с фессалоникийскими верующими.

Удерживающий
В следующих двух стихах Павел напоминает фессалоникийцам:

«И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:6-7).

О чем идет речь? О том, что все предшествующие Господню Дню события начнутся лишь после того, как будет взят из мира «удерживающий». Лишь после этого откроется подлинная сущность антихриста, лишь тогда он воссядет в иерусалимском храме и потребует поклонения себе.

И снова звучат слова: «вы знаете». Следовательно, Павел уже говорил об этом и рассказывал, кто такой «удерживающий»! Мы же с вами о нем не знаем ничего, кроме упомянутого в приведенных выше строках. Информации явно недостаточно, и о том, кто такой «удерживающий», богословы спорят уже не первый век. Но, кстати сказать, личность «удерживающего» не так уж в данном случае важна: она никак не изменит последовательности описанных Павлом событий.

Сторонники «раннего» восхищения Церкви изо всех сил стараются представить «удерживающего» личностью или силой, которая заберет Церковь с земли до начала гонений антихриста. А потому давайте подумаем, что можно сказать об этом таинственном «удерживающем». Я твердо верю: если сравнивать между собой отрывки из Писания, то какие-то решения можно будет отбросить сразу. Кроме того, мы рассмотрим и то решение, к которому всякий внимательный христианин должен отнестись с крайней серьезностью.

Итак, кто этот «удерживающий», о котором упоминает Павел? Святой Дух? Поддерживающие порядок власти? Кто же это?
В тексте письма об этом не говорится ни слова. Но греческое слово «экклесия» (церковь) — женского рода, тогда как «удерживающий» — мужского. Следовательно, речь идет не о церкви. А если к тому же мы задумаемся о контексте второго письма фессалоникийцам и прочтем о событиях, предшествующих восхищению Церкви в День Господень (2 Фес. 2:1-2), то поймем: Церковь на роль «удерживающего» никак не подходит. Невозможно, чтобы восхищение святых было обусловлено восхищением святых в День Господень! Подобная мысль начисто лишена логики.
Другие сторонники «раннего» восхищения Церкви утверждают, что это — Святой Дух. Святой Дух пребывает в каждом верующем, и взятие Святого Духа — косвенное указание на восхищение Церкви. Но те же доводы, которые делают церковь неподходящим кандидатом на роль «удерживающего», показывают, что и Святой Дух на нее не годится. Кроме того, как и святые Божьи, Святой Дух останется на земле на время гонений антихриста (см. Мк. 13:11; Мф. 24:21-22, 31).

И, наконец, ряд толкователей считает, что «удерживающий» — это поддерживающие порядок власти. Но мы видим, что и после явления миру истинной сущности антихриста государственная машина не исчезнет (см. Отк. 17:12). Следовательно, и этот взгляд ошибочен. Если бы Павел говорил о Церкви, о Святом Духе или о властях, то почему не сказал прямо? А может быть, дело в том, что апостол говорил о том же «удерживающем», о котором упоминается в Ветхом Завете? Ветхий Завет и помогает нам обнаружить наиболее правдоподобный вариант.

Мне кажется, на роль «удерживающего» больше всех подходит архангел Михаил. Из книги пророка Даниила мы узнаем, что работа Михаила — «сдерживать» силы зла (см. Дан. 10:21). Кроме того, мы знаем, что Михаил «восстанет» (см. Дан. 12:1) как раз перед гонениями антихриста. Мысль древнееврейского текста такова: Михаил, «стоящий за сынов народа твоего», перестанет их защищать — т.е. «восстанет» или «будет стоять смирно» (еврейский текст допускает оба толкования) — перед тем, как «наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени» (Дан. 12:1).

Это место можно считать параллельным нашему отрывку из 2 Послания к Фессалоникийцам, в котором говорится о взятии «удерживающего» (2:7-8). Выходит, что сатана не в состоянии ничего сделать с еврейским народом и с избранными Божьими до тех пор, пока они находятся под защитой архангела Михаила. Только после того, как Михаил перестанет противостоять сатане, антихрист сможет добраться до истинных христан и испытать их веру. (В следующих двух главах мы поговорим об этом подробнее).

Но, как мы уже говорили, сама личность «удерживающего» не влияет на хронологию событий последних дней. Мы знаем одно: он будет взят перед явлением антихриста, а антихрист проявит свое истинное «я» перед началом описанных в ст. 8 событий.

«Явление пришествия» Его
Теперь мы с вами подошли к самым главным стихам отрывка, касающегося времени парусии Христа, которая и положит начало Дню Господню. В первом письме Павел уже говорил фессалоникийцам: Бог обещал, что истинно верующие не испытают Его гнева, что восхищение истинных детей Божьих произойдет до Дня Господня, что в церкви произойдет «отступление» от веры, когда человек греха откроется, воссядет в храме и назовется Богом (см. 2 Фес. 2:3-4). Подводя итоги, Павел пишет:

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:7-8).

Внимательно прочтите этот текст. Он поможет нам определить время пришествия Христа, время собирания им святых, время излияния Божьего гнева.
Христос говорил ученикам, что сократит время гонений и избавит гонимых от рук антихриста сразу же, как только появятся два знамения на небесах во время Его пришествия. И Павел пишет смущенным фессалоникийцам, что Христос «убьет (беззаконника) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего». По рассказам Христа и Павла, антихрист воссядет в храме и объявит себя Богом перед пришествием Христа (см. 2 Фес. 2:4; ср. Мф. 24:15). Именно явление Христа в парусии положит начало Дню Господню. Именно в явление Христа верные соберутся к Нему. А потому фессалоникийцам не следует верить обману «о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему... будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1-2). День Христов не наступит, пока не произойдут все предсказанные события. Все ясно и просто!

Краткий обзор обоих писем
Чтобы подытожить учение Павла, данное фессалоникийцам, сравним его с учением Христа из Елеонской беседы.

В обоих повествованиях содержатся непосредственные слова Христа (см. Мф. 4:3-4; ср. 1 Фес. 4:15).
Оба рассказа начинаются с обращенного к христианам предостережения (см. Мф. 24:4; ср. 2 Фес. 2:3).
Обе истории говорят о пришествии Христа (парусии) (см. Мф. 24:3, 27, 37, 39; ср. 1 Фес. 4:15; 2 Фес. 2:1,8).
Оба сообщения объединяют День Господень с пришествием Христа (см. Мф. 24:3, 29-30, 37-39; ср. 1 Фес. 4:15-5:2;    2 Фес. 2:1-2).
В обоих рассказах говорится об антихристе, который воссядет в Святом Святых храма (см. Мф. 24:15; ср. 2 Фес. 2:4).
Оба описания предупреждают об отступлении от веры, которое произойдет при антихристе, — тот будет требовать поклонения себе (см. Мф. 24:9-12; ср. 2 Фес. 2:3-4).
В обоих отрывках сообщается, что Своим пришествием (парусией) Христос положит конец борьбе антихриста с Церковью (см. Мф. 24:22; ср. 2 Фес. 2:8).
И в том и в другом тексте говорится, что излияние гнева Господня начнется в День Господень — при пришествиии
Христа (см. Мф. 24:29-30, 36-39; ср. 1 Фес. 5:1-2; 2 Фес. 2:1-2; ср. ст. 8).
Оба рассказа учат, что при начале Дня Господня Божьи избранные — святые — будут удалены с земли (см. Мф. 24:31; ср. 1 Фес. 4:17-5:2; 2 Фес. 2:1-2).

В Евангелии от Матфея сказано, кто именно соберет святых. Это сделают Божьи ангелы (см. Мф. 24:31). В первом письме Павла сказано, где они будут собраны и рядом с кем очутятся: «на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17). Во втором Павел сказал, когда это произойдет: в «явление пришествия Своего» (2 Фес. 2:8). И все три отрывка связывают восхищение Церкви со вторым немаловажным событием — Днем Господним (см. Мф. 24:3. 29, 37-39; 1 Фес. 5:1-3; 2 Фес. 2:1-2). Мы видим, как хорошо согласуются все три отрывка между собой, ибо все три одинаково говорят о величайшей надежде всех христиан и о гневе Господнем, который будет излит на детей сатаны.

Именно в промежуток между излиянием гнева сатаны и излиянием гнева Бога избранные спасутся! Тогда произойдет восхищение святых Божьих. Все отрывки содержат одно учение, одинаково указывая время этого события. Слова Христа и Павла совпадают. Именно на таких позициях стоят сторонники «предгневного» восхищения Церкви. Все ясно и просто.

Последнее предостережение
Перед тем, как закончить разбор второго письма Павла к фессалоникийцам, внимательно взглянем на предостережение, которое он дает в самом его конце. Христос рассказывал Своим ученикам, как будут развиваться события перед Его пришествием (парусией). Но Свой рассказ Он предварил предостережением: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4). Когда Павел о том же сообщал фессалоникийским христианам, он тоже не забыл уведомить их: «Да не обольстит вас никто никак» (2 Фес. 2:3). И в самом конце второго письма (см. 2 Фес. 3:14-15) он снова говорит слово предостережения, о котором часто забывают и которое часто вырывают из контекста.

Многие утверждают, что данные слова относятся к тогдашним христианам, которые вели беспутный образ жизни, о чем уже упоминалось в главе (ст. 11-12). Но ст. 13 меняет направление мысли Павла, и ст. 14 относится уже к общей теме письма, а не к беспутству, которому посвящены лишь два стиха.

Павел просит фессалоникийцев разобраться во всех неясностях, касающихся восхищения Церкви и событий, предваряющих Второе пришествие Христа. Свой рассказ апостол начинает увещеванием: «Да не обольстит вас никто никак» (2 Фес. 2:3). Потом — в конце письма — он дает еще одно предостережение:

«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15).

Мы можем как-то согласиться со ст. 15, но вот на ст. 14 предпочитаем закрывать глаза. Вам самим решать — в чем суть последнего предостережения Павла. На мой взгляд, этот отрывок в чем-то сходен со словами из 1 Тим. 6:3-4. Там Павел говорит, как поступать со всеми несогласными со здравым учением Христа. В обоих случаях он предостерегает против отрицающих ясное учение, перевирающих его, отнимающих его у церкви.

Оба эти предостережения обращены к истинно верующим и дошли до нас, потому что так захотел Бог. Бог предупреждает, чтобы мы были во всеоружии в решающий день. Вопрос о последних временах настолько важен, что от его уразумения зависит, возможно, ваша жизнь, жизнь ваших детей, ваших внуков. Выживете вы или погибнете от рук антихриста, если вам доведется жить в период Великой скорби, «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21)?

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее