Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

ОВЦПИД-7

Глава 7. О чем говорит Откровение?

Откровение более подробно, чем остальные книги Библии, описывает события последних времен. Вполне вероятно, что вы — исключение из правила и очень интересуетесь пророческими текстами, но поверьте: большинство христиан не тратит слишком много времени на чтение Откровения. Кто-то считает, что учение этой книги не очень важно для всей церкви в целом и истинно верующих христиан в частности. К примеру, сторонники «раннего» восхищения Церкви уверены: когда начнутся описанные в Откровении бедствия, христиан на земле уже не будет. Гнев сатаны они путают с гневом Божьим и говорят, что Церковь будет взята еще до начала событий, описанных в Отк. 6. В качестве доказательства они приводят тот факт, что слово «церковь» с главы 3 до самого конца книги — главы 22 — не упоминается. Поэтому они заявляют: если слово «церковь» не встречается в главах, описывающих события Семилетнего периода скорби (главы 6-19), то, значит, церкви на земле в этот период уже не будет.

Но тот факт, что в решающих главах слово «церковь» не встречается, показывает: не вся церковь подвергнется гонениям антихриста. Напротив, лишь «остаток», который останется верен Христу в трудное время, и будет преследоваться.

Очень важно отметить, что Иоанн, кроме Откровения, написал еще три Послания и Евангелие. Ни в одной из этих книг он тоже не использует слово «церковь». Кроме того, упоминаний о «церкви» нет ни в одном из трех классических мест Писания, рассказывающих о восхищении святых — 1 Фес. 4:13-17; 1 Кор. 15:51-53; Ин. 14:1-3. Именно на эти три отрывка ссылаются сторонники «раннего» восхищения Церкви! И еще: за исключением первых вводных стихов, ни в 1, ни во 2 Посланиях к Фессалоникийцам слова «церковь» тоже нет.

Мы с вами уже говорили о том, что, когда начнутся истинные бедствия — «потуги», — церковь, как таковая, отпадет от веры, а любовь многих ко Христу оскудеет. Выходит, не церковный организм будет стоять за Христа, а только отдельные истинно верующие (т.е. святые, победители, рабы Господни, избранные Божьи)! Только они выстоят до конца несмотря на все страшные события, описанные в книге Откровения. Ради них прекратит Бог гонения антихриста, явив знамение в небесах. А потому, говоря об истинно верующих, Иоанн называет их «святые», а не «церковь». Именно поэтому в решающих главах книги слово «святой» встречается 13 раз (см. 5:8; 8:3-4; 11:8; 13:7, 10; 14:12; 16:6; 17:6; 18:20, 24; 19:8; 20:9), а слово «церковь» — ни разу!

Кстати, книга Откровения обращена не к церкви, а к истинно верующим во Христа. Она — «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (1:1). Без сомнения, в Откровении есть слова, обращенные к конкретным церквям, говорящие о том, как эти церкви встретят гонения. Но и в каждом конкретном случае Христос выделяет особую группу — тех, кто «имеют уши, чтобы слышать», т.е. истинных рабов Господних, которые слушают, что Дух говорит церквям. Такие есть в каждой церкви, даже в тех, которые Христос укоряет.

Иоанн не только сообщает, что Откровение написано для рабов Господних, но и увещевает нас обратить на эту книгу особое внимание:

«Блажен читающий и слушающие слова± пророчества сего и соблюдающие написанное в нем...» (Отк. 1:3).

Это увещевание относится ко всей книге, а не только к ее первым и последним главам. Так что истинным рабам Христовым нужно не только знать ее содержание, но и понимать ее суть. И скажите: к чему было бы Христу так настойчиво твердить церкви о событиях, которые ее минуют? Какой смысл?
Но стоит истолковать книгу Откровения в свете Елеонской беседы, как ее современность и острота поразят нас. Прежде, чем мы начнем рассматривать главы, касающиеся Семилетнего периода скорби, я хочу сделать несколько общих замечаний, которые помогут вам при самостоятельном чтении этой книги.

Знаете ли вы, что Откровение, о котором говорится в книге, — это не откровение апостола Иоанна, а откровение Самого Иисуса Христа (см. 1:1)? Этот момент очень важен, потому что Христос не может быть непоследователен в Своих словах. Если учение Христа, данное Им в Елеонской беседе, касается последних времен, если Откровение говорит о тех же самых событиях, то оба рассказа не могут противоречить друг другу. Так оно и есть.

Знаете ли вы, что Откровение — это последняя книга Библии как по времени написания, так и по сути? Она показывает исполнение всех обетований, данных когда-либо народу Израиля и Церкви — в Ветхом и Новом Заветах. И для евреев, и для христиан первые 11 глав книги Бытия — это основание всей Библии. Так и книга Откровение — это завершение Писаний, обращенное как к евреям, так и к язычникам.

Знаете ли вы, что главная тема книги Откровения — излияние гнева? Она очень подробно описывает излияние гнева сатаны (12:12) и излияние гнева Бога (6:16-17). Чтобы разобраться в Откровении, нам нужно четко уяснить, как и когда изливается каждый из них.

Знаете ли вы, что в древности скрученный свиток запечатывали печатью? Чтобы снять печать и прочесть свиток, нужно было иметь на это особое право. Так и здесь: перед тем, как начнется излияние гнева Божьего, должны произойти определенные события, которые «дадут Богу право» на излияние гнева. Знаете ли вы, что излияние Божьего гнева не начнется, пока не будут сняты со свитка все семь печатей?

Знаете ли вы, что Христос (см. Мф. 24:4) и Павел (см. 2 Фес. 2:3) предупреждали верующих о серьезности данной темы? Христос предупреждает Иоанна словами: «Если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Отк. 22:19)?

Надеюсь, теперь вы поняли, что Откровение — очень важная книга для каждого христианина. Ее нужно читать. О ней нельзя забывать. Это откровение было дано Христом Своему верному рабу Иоанну для истинных рабов Христовых, а не для всей церкви. И нельзя слишком легко относиться к главам 4-19! Последствия могут быть самыми плачевными. Помните: главная тема книги — гнев. Но не следует путать гнев сатаны с гневом Божьим.

Контекст книги
В Отк. 5 ангел задает вопрос:

«И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» (Отк. 5:2).

Ответ приходит тремя стихами позже:

«Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола... стоял Агнец как бы закланный» (Отк. 5:5-6).

Только Иисус Христос — лев от колена Иудина — достоин раскрыть свиток. Когда Он пришел на землю в первый раз, Он пришел, чтобы стать закланным агнцем. Второе же Его пришествие будет совсем иным. Теперь Он придет судить мир! Исполнятся многочисленные пророчества, включая и данное церкви в книге Деяний:

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31).

Почему один Христос достоин открыть свиток? Потому что во время Первого пришествия Он преодолел все искушения сатаны, став совершенным Агнцем — без пятна и порока, — и был заклан за Своих. Отец воскресил Его из мертвых, явив этим, что доволен Его жертвой. Тогда же Он дал Христу право — назначил Его — судить мир в конце времен. Выходит, Иисус — единственный, Кто достоин сломать печать и начать суд Божий — День Божьего гнева. По происхождению Своему, Он — законный наследник Давидова престола. Победившего смерть, Отец поставил царем (см. Мф. 28:18).

Когда Христос придет во второй раз, Он придет как лев, чтобы уничтожить нечестивцев мира сего. В День Господень будет, как и во дни Ноя! Но до излияния гнева, как и было обещано, Он спасет верных. События завершатся тем, что царство земное станет Царством Небесным, править в котором будет Лев из колена Иудина.

Следовательно, если правы сторонники «предгневного» взгляда, то те отрывки, которые мы сейчас разберем, покажут нам, как будут развиваться три главнейших события последних времен: гонения на верующих, спасение верующих от гонений, излияние Божьего гнева на оставшихся нечестивцев.

Отрывок, на который ссылаются сторонники «раннего» восхищения Церкви
Но, прежде всего, прочитаем стих, который сторонники «раннего» восхищения Церкви относят к спасению Богом Своих святых.

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Отк. 4:1).

Но где же тут восхищение всех святых? Если пользоваться теми правилами герменевтики, о которых мы говорили в начале книги, то нужно честно ответить: «Не знаю. Об этом тут ничего не сказано». Если рассмотреть непосредственный контекст данного стиха, то станет ясно: от предостережений семи земным церквям (главы 2-3) автор переходит к описанию «небесных» приготовлений ко времени последних испытаний и суда (главы 4-5). Суть же происходящего на земле будет обрисована в главах 6-19.

И теперь, помня об этом отрывке, мы рассмотрим место из Откровения, которое считается параллельным Елеонской беседе и учению Павла из его письма к фессалоникийцам. Мы обратимся к отрывку, который показывает: восхищение святых произойдет сразу после знамения Дня Господня в небесах. Мое дело — рассказать, ваше — судить, прав я или нет. Итак, начнем.

Первая печать
Мы узнали, что Христос — Агнец Божий и Лев от колена Иудина — единственный, Кто достоин снять печати со свитка. Иоанн продолжает свой рассказ:

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Отк. 6:1-2).

Как только Христос сломал печать, одно из окружавших престол существ тут же перешло к действию. Очевидно, обязанность этих ангельских созданий — исполнять то, чему надлежит быть исполненным после снятия каждой из печатей. Их действия предваряют излияние Божьего гнева. Если мы сравним между собой несколько отрывков из Писания (в данном случае: Ис. 6:1-7 и Отк. 4:8), то увидим, что эти четверо животных очень похожи на Божьих серафимов. Серафимы — особые ангелы, которые окружают престол Бога и охраняют Его святость, очищая всех, попадающих в Его присутствие. Слово «серафим» происходит от древнееврейского корня, передающего мысль о горении. Это и понятно — их обязанность очищать. Говоря о том же отрезке времени, Христос объяснял Даниилу, что в последние дни «многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении» (Дан. 12:10).

Продолжим разговор о первой печати (см. Отк. 6:1-2). Мы видим, что о личности всадника на белом коне в отрывке ничего не сказано. Но, обратившись к Елеонской беседе, узнаем: Сам Христос говорил, что «многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:5). Если истолковать Откровение Христово словами Самого же Иисуса Христа, мы увидим: первая печать — это образ тех, кому Христос дозволил прийти в мир под видом лжехристов. Всадник — слово мужского рода единственного числа. Ему был дан венец (венец — это символ власти, т.е. венец выделяет человека из толпы. Выходит, «всадник» — больше чем один из лжехристов). Я лично считаю, что этот «всадник» — король лжехристов, т.е. сам антихрист.

Вы, верно, думаете: «Почему это автор берет на себя вольность делать такие допущения? Если толковать отрывок буквально, то ни о каком антихристе в нем и речи нет». Вопрос совершенно правильный. Кстати, очень многие верят, что всадник на белом коне — это Сам Христос, Который едет судить мир в День Господень (см. Отк. 19:11). На этом основании они утверждают: излияние гнева Божьего начинается в тот момент, когда сломана первая печать. Что ж, если бы отрывок о первой печати был единственным имеющимся у нас свидетельством о тех временах, то я, возможно, поверил бы этому выводу. Но не будем забывать: чаще всего именно контекст определяет значение того или иного слова. За первой печатью последуют еще шесть. Автор обоих отрывков — Сам Иисус Христос. Тема обоих отрывков — последние времена. А потому давайте рассмотрим шесть следующих печатей и сравним рассказ о них со словами из Елеонской беседы. А затем — вам решать, верна ли моя посылка.

Вторая печать
Возвращаясь к Отк. 6, мы читаем:

«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Отк. 6:3-4).

В начале Елеонской беседы Христос предупреждал: «многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:5). Слова наталкивают на мысль, что приход лжехристов как-то приурочен к снятию первой печати. Читаем следующий стих: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотри±те, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец» (Мф. 24:6). Вот что происходит, когда с разрешения Агнца снимают вторую печать! Второй всадник начинает делать свое дело на земле. Но, как говорил ученикам Христос, «это еще не конец». Как бы ни были тяжки испытания после снятия первых двух печатей, это еще не начало «конца». День Господень еще не наступил. Гнев Божий еще не начал изливаться.

Третья печать
Снята третья печать, и мы еще четче видим параллель между Откровением и Елеонской беседой.

«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Отк. 6:5-6).

Иоанн рисует картину голода, который разразится в мире при снятии третьей печати. В дни Иоанна динарий был дневным заработком наемного работника. Это наталкивает на мысль, что в те дни поднимутся цены на продовольствие.

Читая о Елеонской беседе, мы видим, что после слов Христа о войнах и военных слухах следуют другие — о голоде (см. Мф. 24:7). Пока в Откровении Иоанна и учении Христа все сходится: в одном месте Библии нам дан общий обзор событий последних дней, а в другом — более детальное описание этого периода.

Христос продолжает изъяснять ученикам, что «все же это — начало болезней» (Мф. 24:8). Другими словами, пришествие лжехристов или Христов (первая печать), войны и военные слухи (вторая печать) и голод (третья печать) — это еще «цветочки» по сравнению с тем, что будет дальше, когда «будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте... тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:9, 15, 21).

Четвертая печать — гнев сатаны, направленный против Божьих детей
Продолжая толковать Откровение при помощи Елеонской беседы, мы совершенно резонно можем предположить, что четвертая печать окажется гонениями антихриста на Божьих избранников. Это и будут самые скорбные времена по сравнению с «началом болезней» — первыми тремя печатями. Так и есть:

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными» (Отк. 6:7-8).

Когда сломана четвертая печать, Агнец Божий позволяет смерти и аду умертвить четвертую часть земли. Если мы сравним четвертую печать с нужным местом из Елеонской беседы, то увидим: именно в этот период на долю церкви выпадут самые тяжелые испытания. Именно тогда истинно верующие будут отделены от псевдоверующих. И произойдет это «за имя Христово» (Мф. 24:9).

Об одном только стихе Откровения — 6:8 — можно написать целую книгу, но здесь мы лишь вскользь затронем эту обширную тему. В ст. 8 сказано о гонениях антихриста на церковь, а потому я решил посмотреть, чему этот стих учит истинно верующих, к которым и обращена вся книга Откровения. Чтобы лучше понять этот отрывок, рассмотрим его по частям.

Смерть и ад
Пусть Писание толкует Писание: слова «смерть и ад» лишь три раза встречаются в Библии. Все три раза — в книге Откровения. В двух из трех отрывков (1:18; 20:13) «ад» (гадес) означает место временного пребывания душ нечестивцев до дня Суда. После суда у Великого Белого престола они будут брошены в огненное озеро. В третьем отрывке (20:14) речь может идти как о временном убежище душ, так и о людях, которые там пребывают в ожидании суда. Как бы то ни было, из контекста всей книги Откровения мы видим: «смерть и ад» — это слова, говорящие о страшных последствиях неверного выбора, который сделают многие — если не большинство, — когда человек греха воссядет в храме и потребует поклонения себе. Об этом говорит еще один отрывок:

«И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Отк. 14:9-10).

Из приведенного отрывка мы видим, что принявшие метку антихриста и поклонившиеся ему осуждены дважды: во-первых, на смерть физическую во время излияния гнева Божьего; во-вторых, на мучения в аду — в огне и сере, — где будут ожидать суда у Великого Белого престола. Потом они будут брошены в огненное озеро. Смерть — потом ад. Порядок именно таков. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним» (Отк. 6:8).

Власть над четвертой частью земли
Пусть книга Откровения и дальше поясняет сама себя:

«Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?.. И дано было ему вести войну со святыми и победить их.... И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:2, 4, 7-8).

Как подсказывает приведенный отрывок, дети сатаны, когда им предоставляется возможность (см. 1 Ин. 3:10), тут же сдаются на милость антихриста. Только святые отказываются поклониться ему. Будучи уличены, они не избегнут великой скорби, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21). Но, чтобы гнать святых, антихрист должен получить дозволение Бога «испытать» церковь (см. ст. 7: «И дано было (разрешено) ему (антихристу) вести войну со святыми». Это место соответствует Отк. 6:8: «дана ему власть»).

Существуют статистические данные, которые показывают, какой процент людей исповедует иудо-христианскую веру. Сюда входят иудеи, протестанты, католики, православные и сектанты, исповедующие имя Христа. Все вместе они составляют 25 % земного населения! «И дана ему власть над четвертою частью земли» (Отк. 6:8).

Почему Бог позволил антихристу испытать церковь?
Истинной церкви Бог испокон века обещал спасение. «Многими скорбями (это же греческое слово употреблено в Елеонской беседе —см. Мф. 24:9, 21, 29) надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Бог дозволяет Церкви пережить гонения, потому что в последние дни она станет склоняться к компромиссу (см. 2 Фес. 2:3; ср. Мф. 24:9). Еще до того, как спасутся верные и будут уничтожены неверные, испытание покажет, кто истинный раб Христов, а кто — нет.

О том же говорит предостережение, данное Христом семи церквям в первых главах Откровения (2-3). Господь говорит, какие последствия ожидают тех, кто Ему не внемлет. Он призывает пошедшие на компромисс церкви одуматься, пока не поздно.
Пояснить эти строки могут слова Петра:

«Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7).

Напоминая о восхищении святых, Иоанн в своем 1 Послании увещевает христиан свято хранить веру, разъясняя, что лжец тот, «кто отвергает, что Иисус есть Христос». Другими словами — предпочитает Христу антихриста (см. 1 Ин. 2:22). А потому апостол увещевает:

«Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:28).

Потому-то Христос поручает Иоанну возвестить о последних временах, как о године «искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Отк. 3:10 — этот стих более подробно разбирается в следующей главе).

Петр же говорит почти словами Иоанна:

«Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (Дня Господня)» (2 Пет. 2:9).

Выходит, смерти и аду была дана власть (Божье дозволение) испытывать и убивать (если нужно) тех, кто исповедует имя Христово. Как уже говорилось, испытание будет самым простым: нужно будет решить, кому поклоняться — Христу или антихристу. Избравших Христа «будут предавать... на мучения и убивать... и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9).

И позвольте мне закончить свою мысль, процитировав, пожалуй, самые грустные слова во всей Библии:

«И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга... И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:10, 12).

«Мечем и голодом, и мором и зверями земными»
Последние слова Отк. 6:8 говорят о тех методах, которые будет использовать сатана для борьбы со святыми. «Мечем и голодом, и мором» — эту фразу очень часто использовали ветхозаветные пророки для того, чтобы описать масштабы разрушений (см. Иер. 14:12; 21:9; 24:10). Видимо, читателям книги Откровения эта фраза была понятна лучше, чем нам. Кроме того, в Иез. 14:12-20 наряду с мечом, голодом и мором есть упоминание о зверях земных, хотя грамматически эта фраза в греческом языке строится иначе, чем в древнееврейском. Выходит, те, кто откажется поклоняться антихристу, будут уничтожены мечом, голодом, мором и зверями земными. Идея, заключенная в греческом тексте, такова: через зверей смерть и ад умертвят четвертую часть населения земли. Им будет дана власть убивать мечом, морить голодом и насылать болезни.

Сложнее всего мне было понять, кто такие «звери земные» и как они могут сечь мечом, морить голодом и заражать болезнями. С помощью буквального подхода на этот вопрос ответить трудно.

Убивать мечом — это образное выражение, которое говорит о гонениях и убийствах святых. Из книги Откровения мы знаем, что антихристу была дана власть «вести войну со святыми и победить их» (Отк. 13:7; ср. 6:8). Зная общий контекст Откровения, несложно понять, как возникнет голод: не имеющие печати зверя не смогут ни покупать, ни продавать (см. Отк. 13:16-17); купить продукты им не удастся даже по тем высоким ценам, которые будут в последние времена. Без печати невозможно купить даже при наличии денег. Если не покупаешь еду — значит, не ешь. Если не ешь — значит, умрешь. Все просто. Не так уж сложно понять, откуда возьмутся болезни, хотя в Откровении я не нашел ни одного отрывка, в котором об этом говорилось бы (1).

А вот на главный вопрос я так и не мог найти ответа. Почему все это должно произойти под руководством зверей или быть содеяно зверями?2 Как они могут быть пособниками смерти и ада? Как могут уничтожать святых Божьих, которые отказываются поклониться антихристу?

Ответ пришел лишь тогда, когда я понял: все дело в недостаточно ясном английском переводе. Греческое «терион» переведено здесь как «дикие звери». В книге Откровения оно встречается еще 38 раз. Во всех остальных случаях, кроме этого, оно переводится, как «зверь», и относится либо к самому антихристу (13:3-4) — «дано было ему вести войну со святыми» (13:7), либо ко второму зверю, который будет помогать антихристу — «действует перед ним со всею властью первого зверя» — и «вести войну со святыми» (13:12), либо к образу зверя, который «говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (13:15).

Вот к какому ответу я пришел. Все ясно и просто. Смерти и аду будет дана власть над четвертой частью земного населения — над теми, кто исповедует имя Христово. Посланцы смерти и ада — это звери из книги Откровения: антихрист (зверь), его вдохновитель (второй зверь) и рукотворный образ зверя. Испытание будет незамысловатым. Кому ты поклонишься — Христу или антихристу? Те, кто предпочтет антихристу Христа, погибнут от меча, голода и мора (см. Мф. 24:9; ср. Отк. 13:7, 10, 15). Кто отринет имя Христово (см. Мф. 24:9-10) ради антихриста (см. Отк. 13:8), «будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (Отк. 14:10). Сначала смерть — потом ад. Именно такой выбор должны будут сделать каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок, исповедующие имя Христово, когда спросят их звери из книги Откровения.

В этом контексте уже прочитанный нами отрывок приобретает еще большее звучание:

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына... Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:22, 28).

Пятая печать
Переходя к разговору о пятой печати, мы видим трагические результаты испытания, посланного Богом миру:

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником ду±ши убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Отк. 6:9-11).

Пятая печать — это смертный приговор, который выносит антихрист гонимым. В Елеонской беседе Господь говорит: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9). Четвертая печать дает сатане власть — разрешение — испытать мир, особенно тех, кто исповедует имя Христово — 25 % населения. Пятая печать показывает, что кто-то из них погибнет за верность Христу истинному. О том же говорит ученикам и Иисус в Елеонской беседе.

В разговоре о пятой печати нужно отметить два важных момента.

Сначала взгляните на слова мучеников: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Эти мученики прекрасно понимают, что погибли не от руки Божьей (т.е. не от излияния Божьего гнева). Свидетельство тому — их слова. Им важно узнать, когда Бог обратит Свой гнев против умертвивших их. О том же говорится и во 2 Послании к Фессалоникийцам:

«Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» (2 Фес. 1:6-8).

Второй момент касается ответа на вопрос мучеников. Им сказано подождать, «пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Отк. 6:11).

В Елеонской беседе сказано, что Бог сократит дни гонений антихриста (см. Мф. 24:21-22), когда появится знамение на небе (ст. 29-31). Пятая же печать показывает нам, какое условие должно быть соблюдено, прежде чем произойдут события последних времен. Бог точно знает количество мужчин и женщин, которые умрут за имя Христово, так и не поддавшись антихристу. Когда число это «дополнится» — и ни моментом раньше, — Бог пошлет знамение на небе. После этого в небесах появится Христос и соберет всех праведников, которые «претерпели до конца» (Мф. 24:13). Когда Бог изольет Свой гнев на оставшихся нечестивцев, «тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Шестая печать — знамение Дня Господня
Если и дальше освещать Откровение, отталкиваясь от Елеонской беседы, можно сказать: когда число мучеников «дополнится» (что означает конец гонениям) — появится знамение Дня Господня. Если так, то следующая печать должна быть тем знамением в небесах, когда солнце, луна, звезды оповестят мир о начале излияния Божьего гнева.

«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих; и цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Отк. 6:12-17).

Что добавишь к этим словам? Если из предыдущей главы книги вы поняли, в какой очередности будут происходить события последних времен, то отрывок вам предельно ясен. После «начала скорби» (гонений антихриста — четвертой печати), после того, как погибнет определенное число мучеников за имя Христово (пятая печать), появится знамение Дня Господня (шестая печать)! Когда это произойдет, последователи антихриста скажут: «Сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Отк. 6:16-17; ср. Ис. 2:19, 21).

Все ясно и просто, не правда ли? Знамение, данное на небе, возвещает о наступлении Дня Господня — излиянии Божьего гнева. Нам это ясно, но сторонники «раннего» восхищения Церкви вынуждены доказывать, что излияние гнева Божьего начнется уже при снятии первой печати. А потому они утверждают: слова «пришел великий день гнева» значат, что «великий день гнева начался уже давно — еще когда была снята первая печать».

Нападение
Главное слово в этом отрывке — «пришел». Так переведен греческий глагол «элтейн» — аорист изъявительного наклонения от глагола «эрхомаи», самого распространенного греческого глагола, имеющего значение «приходить». Сторонники «раннего» восхищения Церкви говорят: так как глагол стоит в аористе, он относится к действию, которое началось когда-то в прошлом и продолжается какое-то время вплоть до настоящего момента. Они скажут, что любой глагол, стоящий в аористе, относится к действию, которое началось в прошлом.

Защита
Ради краткости я лишь бегло коснусь того, почему столь твердая позиция, основанная на времени глагола, приводит к полному смешению событий последних дней. Глагол в аористе по сути обозначает «безвременное время». В рассказе он отражает законченное действие и соответствует глаголу прошедшего времени совершенного вида в русском языке. Но, помимо этого, он может означать и начало чего-то. Это — так называемое ингрессивное использование аориста. В данном случае мы имеем дело именно с ним.

Слово «гнев» до описания шестой печати нигде в Откровении не упоминается; знамения на небе, начавшиеся при снятии шестой печати, соответствуют знамениям, извещающим о дне излияния Божьего гнева (см. Иоил. 2:31; ср. Мф. 24:29-31, 37-39). Следовательно, текст отрывка говорит сам за себя. Речь идет о событии, которое только должно свершиться.

В Гефсиманском саду Христос тоже употребляет греческое слово «элтейн», являющееся прекрасным примером ингрессивного использования аориста. Он описывает событие, которое еще должно произойти:

«И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час; вот, предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда...» (Мк. 14:41-43).

Вроде бы, все ясно. Относится ли слово к уже свершившемуся событию, или к событию, которое только должно произойти, — ясно из контекста. То же можно сказать и об описании шестой печати.

Но даже если бы контекст не был ясен, достаточно сравнить снятие шестой печати с соответствующим местом Елеонской беседы, и тут же стало бы понятно, какое событие за этим скрывалось! Пусть Писание толкует Писание!
После того, как знамение на небесах объявило миру о его судьбе, события развиваются так:

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:30-31).

Сначала знамение — потом восхищение святых. Именно так заканчиваются гонения антихриста на Божьих избранников. Как можно преследовать тех, кого рядом больше нет? Если мы правы, то далее в книге Откровения должны следовать картины восхищения святых. Так оно и есть. В тексте присутствует не один-единственный стих на эту тему, как это утверждают сторонники «раннего» восхищения Церкви, а огромный отрывок — большая часть главы. Судите сами!

Восхищение святых
Глава 7 Откровения начинается сразу после снятия шестой печати, и два описанных в ней события происходят одновременно. Как уже было отмечено, книга Откровения показывает исполнение обетований, данных Израилю в Ветхом Завете и Церкви — в Новом. Первое из двух событий относится к исполнению ветхозаветных обетований, данных Израилю, а потому «израильская» доля событий главы 7 не имеет непосредственного отношения к последовательности происходящих при восхищении событий. Для любопытствующих скажу: в первой части главы описано, как Бог метит Своей печатью 144000 евреев, чтобы защитить их от Своего гнева (см. Отк. 9:4). Об этом мы уже говорили в главе 3. Эти 144000 будут первыми плодами неспасенного еще Израиля (Отк. 14:4) и спасутся только после восхищения святых. Потом они станут жителями Тысячелетнего Царства Христа.

Но в этой главе происходит и второе событие, которое уже непосредственно касается гонимых Божьих избранников. За верность Христу во время жестоких испытаний им было обещано избавление. После того, как на небе явилось знамение,

«взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и язы±ков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Отк. 7:9-12).

Что такое «великое множество людей»?
Кто составит это «великое множество людей», которое явится перед Божьим престолом (ст. 9, 11)? Сравнив между собой отрывки из Писания, я прихожу к выводу, что это могут быть только собранные Богом святые вместе с умершими во Христе и воскрешенными верующими прошлых времен. В 1 Послании к Фессалоникийцам Павел молил Бога, чтобы Христос утвердил
«сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1 Фес. 3:13).

Совершенно ясно: Павел говорил о том моменте, который видел Иоанн, — о прибытии множества верующих к престолу Божьему. Но есть и другие причины, по которым этот отрывок можно отнести только к восхищенным святым — живым и умершим. Внимательно следите за моими доказательствами и решите, согласны ли вы со мной.

Во-первых, время прибытия святых к Божьему престолу соответствует тому времени, на которое указывал Христос в Елеонской беседе: Он говорил, что верующие будут собраны от края и до края неба (см. Мф. 24:29-31). Это событие произойдет сразу же после знамения на небесах, возвещающего о начале излияния Божьего гнева. Если уж события, ассоциирующиеся со снятием всех остальных печатей, можно было проследить и в Елеонской беседе, то не содержит ли она пояснения о «великих множествах людей»?

Во-вторых, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть», по словам Иоанна, пришло «из всех племен и колен, и народов и язы±ков». Мы видим, что для изображения этого великого множества народа здесь использованы такие же фразы, что и для описания тех, за кого умер Христос: «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (5:9). Если эти очень конкретные, но необычные слова произнесены, чтобы обрисовать Божьих избранников — тех, за кого умер Христос, — то почему бы этими же словами не описать снова ту же группу людей две главы спустя?

Эти великие множества людей славят Бога за свое избавление. Греческие слова, которые переведены, как «спасение Богу нашему», точнее было бы передать так: «пусть же спасение (избавление) будет приписано Богу нашему». За что славят святые Бога — за спасение душ или тел? Помните, Христос говорил Своим ученикам: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Тут Он использовал производное от того же греческого корня (спасется, избавится), что и наше слово в Откровении (спасение, избавление). Сказать наверняка здесь ничего нельзя, но можно догадываться: эти великие множества людей, неожиданно оказавшиеся на небесах, будут славить Бога и за то и за другое.

Кроме того, следует отметить: когда великие множества людей прибывают на небеса, их приветствуют Отец (ст. 11), Агнец (ст. 9), все ангелы (ст. 11), двадцать четыре старца (ст. 11) и четыре существа (ст. 11). Но о восхищенных и воскрешенных святых нет ни слова! Тогда вы вправе задать вопросы: «Если восхищение Церкви описано в Отк. 4:1, то где же все восхищенные Божьи избранники? Может ли так сложиться, что это множество и состоит из восхищенных Христовых рабов, особенно если учесть, что события Откровения развиваются именно так, как говорили об этом Христос и Павел?»
Самые убедительные доводы я припас под конец. Когда великие множества оказались на небе, они предстали перед Божьим престолом «в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (ст. 9).

Вы скажете: ну и что из этого? А я вам отвечу: «У них есть тела, а у воскресших тел не будет вплоть до восхищения церкви!» Даже мученики, погибшие при снятии пятой печати, не обретут тел вплоть до первого дня Тысячелетнего Царства (см. Отк. 20:4). Итак, если у вновь прибывших есть тела, то они — восхищены или воскрешены в день Второго пришествия: «восхищены... на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17).
В первом письме коринфской церкви Павел пишет:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51-52).

Каждый искренне верующий обретает новое тело лишь при Втором пришествии Христа — и ни минутой раньше. Эти великие множества, которые внезапно очутились у престола Божьего, тела имеют. Два плюс два — всегда четыре: выходит, облеченные в тела множества людей могут быть только восхищенными святыми, которые вместе с воскресшими были взяты на небеса. А теперь «украсим торт кремом»:

«И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Отк. 7:13-14).

Если у вас еще остались хоть малейшие сомнения в происхождении великих множеств людей, то приведенный выше отрывок их уничтожит. В нем ясно сказано, что они «пришли от великой скорби». Следовательно, множества народа — это избранные Божьи, о которых говорил Христос в Елеонской беседе. Они соберутся от четырех ветров, когда после знамения на небесах прервутся гонения антихриста.

Интересно отметить, что греческий предлог «эк», переведенный здесь как «от», значит «из среды чего-либо». Это очень точно описывает, что именно произошло с Божьими святыми, когда кончились гонения на них, когда пришел Сын Человеческий.

Снова нападение
Как и в случае с греческим словом «элтейн», сторонники «раннего» восхищения Церкви пытаются доказать: слова про великие множества людей, которые «пришли от великой скорби», следует переводить иначе, а именно: великие множества людей, «идущие от великой скорби». Они будут уверять вас, что греческое слово «эрхоменои», переведенное как «пришли», — это причастие настоящего времени, которое часто переводится как «идущие». Если эти множества народа прибывали в течение какого-то времени, то их нельзя назвать восхищенными святыми — те сразу все явились на небеса. С другой стороны, если множества прибыли одновременно, значит, есть повод называть их восхищенными святыми, — это подтверждает и Елеонская беседа.

И снова защита
Вся путаница здесь возникла из-за незнания грамматики. Время в греческом языке определяется временем глагола, а не временем причастия. В этом случае причастный оборот «идущие от великой скорби» привязан к двум глаголам, стоящим в аористе. Глаголы же эти переведены как «омыли» и «убелили» — глаголы прошедшего времени совершенного вида. Именно глаголы показывают время действия. Причастие тут совершенно ни при чем. В данном случае причастие настоящего времени было использовано для того, чтобы ярко обрисовать события прошедшего времени — то, что уже случилось.

По той же причине один из старцев говорит, что великие множества «уже прибыли». «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли [элтон]?» Глагол «пришли» («элтон») — это прошедшее время от глагола «идти». Если бы старец наблюдал за постепенно нарастающей массой людей, то не смог бы использовать прошедшее время. Тогда бы он спросил: «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда идут?» Вопрос же поставлен иначе. Все множество людей только что появилось, и «они омыли [прошедшее время] одежды свои и убелили [прошедшее время] одежды свои кровию Агнца».

Итак, сравнивая между собой отрывки из Писания и помня о здравом смысле, мы видим: «великие множества» — это восхищенные святые и воскрешенные умершие «во Христе». Теперь они стоят перед престолом Бога. Выходит, шестая печать — образ Дня Господня. «Солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю... ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Отк. 6:12-13, 17). Седьмая глава Откровения показывает избавление верных рабов Христовых — тех, «которые пришли от великой скорби» (Отк. 7:14). Потом наступает гнев Господень.

Седьмая печать — гнев Божий против детей сатаны
Если и далее следовать рассказу Христа из Елеонской беседы и образам Откровения, мы видим: снимая последнюю седьмую печать, Христос открывает дорогу для излияния Божьего гнева на оставшихся на земле грешников. Так оно и происходит, ибо

«Когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые сто-яли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом... И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Отк. 8:1-3, 5-6).

Снята седьмая печать, свиток развернут и начинается день Божьего огненного суда. В ожидании Божьего суда на небе на полчаса воцарится тишина. Потом ангел возьмет золотую кадильницу, наполнит ее огнем с жертвенника (откуда мученики недавно взывали: «Доколе Господи...?») и бросит ее на землю.

Петр рассказывает, что в Ноевы дни Бог уничтожил землю водой (см. 2 Пет. 3:6). Но потом дал обетование — больше не насылать на землю смертельного потопа. Залогом тому стала радуга (см. Быт. 9:11-13). И все же, говорит Петр, «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:7). В последний раз Бог уничтожит всю землю в День Господень, но на этот раз — огнем. Потому-то так важна картина происходящих на небе событий.

После того, как ангел наполнит золотую кадильницу огнем с жертвенника и швырнет ее на землю, затрубят в трубы семь ангелов. Звуком трубным откроется суд:

«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела» (Отк. 8:7).

Как только раздастся трубный глас, начнется день Божьего гнева, — как говорил Христос ученикам, как говорил Павел фессалоникийцам.

Краткий обзор главы
Я прекрасно понимаю, что не дал подробного анализа текста, но, по крайней мере, я был последовательным, использовал одни принципы толкования текста, сравнивал между собой отрывки из Писания, толковал Слово Божье на основе Библии. Если сравнивать учение Христа из Елеонской беседы с писаниями Павла и Иоанна о времени восхищения святых, то мы увидим: они совпадают до мельчайших деталей. Сначала начнутся гонения антихриста на Божьих избранников (гнев сатаны). Потом Бог избавит Своих верных (восхищение святых). Далее начнется День Господень (излияние гнева Божьего на оставшихся нечестивцев). Все ясно и просто.

В заключение давайте сравним описание событий последних времен, данное в книге Откровения, с учением Христа из Елеонской беседы.

Оба отрывка:

содержат предостережение читателям:

  • все открытое о последних временах нужно принимать всерьез (см. Мф. 24:4; ср. Отк. 22:19);
  • начинаются описанием последних дней и рассказом о лжехристах. Это — первая печать (см. Мф. 24:5; ср. Отк. 6:1-2);
  • предупреждают, что будут войны и слухи о войнах. Это — вторая печать (см. Мф. 24:6-7; ср. Отк. 6:3-4);
  • предостерегают о голоде. Это — третья печать (см. Мф. 24:7; ср. Отк. 6:5-6);
  • говорят, что начнутся страшные гонения на верующих. Это — четвертая печать (см. Мф. 24:9; 22; ср. Отк. 6:9);
  • отмечают, что гонениям антихриста будет положен предел. Это — пятая печать (см. Мф. 24:22; ср. Отк. 6:11);
  • показывают, что во время гонений антихриста на небе появится знамение, оповещающее о наступлениии Дня Божьего гнева. Это — шестая печать (см. Мф. 24:29; ср. Отк. 6:12-17);
  • предсказывают восхищение избранных Божьих, спасение их от великой скорби. Так резко закончатся гонения антихриста — сразу перед началом излияния Божьего гнева. Это промежуточное событие — между шестой и седьмой печатями. Это — седьмая печать (см. Мф. 24:29-31; ср. Отк. 7:9-14);
  • предвещают начало Дня Господня — начало излияния Божьего гнева (см. Мф. 24:37-39; ср. Отк. 8:1-7).

Выходит, что все основные события, обрисованные в Елеонской беседе, совпадают с событиями, описанными в книге Откровения, — вплоть до снятия седьмой печати, до начала Божьего гнева.

В Елеонской беседе сказано, что избранные Божьи будут собраны от четырех ветров ангелами Христовыми. Тогда прекратятся гонения, учиненные антихристом. Книга Откровения показывает, что в это время на небесах собираются огромные множества людей, спасенных от рук антихриста. В своих воскрешенных телах они внезапно являются к Божьему престолу. О чем говорят эти параллельные отрывки — о восхищении Церкви или об Армагеддонской битве? Множества людей у престола появляются в главе 7 Откровения. Армагеддонская битва описывается гораздо позже — только в главе 19.

Итак, что это — восхищение святых или Армагеддон? Решайте сами. И помните: от вашего решения будет зависеть, как именно вы станете готовить себя к последним дням, когда

«Будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое»... Тогда «будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:9, 21).

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее