Как вы заметили, наш сайт обновился. Но, в как в каждой новой и несерийной вещи в нем, видимо, есть еще недоделки и неполадки. А потому мы очень просим вас писать нам обо всем, что на сайте не работает, работает ненадлежащим образом или усложняет вам заказ книг и навигацию по сайту.Подробнее Обратите внимание: чтобы отправить анкету или сообщение в адрес, вам нужно будет ввести защитный код, который вы увидите рядом...Подробнее

ОВЦПИД-9

Глава 9. Зачем все это было нужно?

Я начал книгу с того, что расказал вам анекдот с такой концовкой: «Независимо от моих убеждений в итоге все перемелется и мука будет!» Надеюсь, что те из вас, кто не закрыл книгу на предыдущих восьми главах, думают иначе. Возможно, вы тоже поняли, почему в каждом отрывке, описывающем возвращение Христа, есть предостережение: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас... Да не обольстит вас никто... Читайте и уразумейте... Не отнимайте слов от пророчества сего.... Не сообщайтесь с теми, кто делает это!»

Второе пришествие Христа и события конца времен — чрезвычайно важная для каждого христианина тема: эти события составляют блаженную надежду всякого верующего! Именно поэтому я столь страстно защищал свои взгляды. После разрушения Титом храма в 70 г. н.э. и рассеяния евреев по всему миру впервые появился шанс увидеть возвращение Христа: израильский народ вернулся в 1948 году на свои законные земли. Девятнадцать лет спустя в 1967 году под контроль Израиля перешел Иерусалим. Как и обещало пророчество, эти два величайших исторических события свершились. Теперь все готово для прихода Христа, ожидаемого с I века н.э.

События, в результате которых на международной арене появится даровитый политик из Северной Европы и заключит договор с Израилем, могут произойти за ночь. Израиль по сей день стремится к мирному договору с соседними арабскими странами. Северная Европа до сих пор ищет сильную личность, способную объединить могущественные, но разнородные по этническому составу государства. Люди стали «самолюбивы» (гуманизм), «сребролюбивы» (секуляризм), «более сластолюбивы (гедонизм), нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:2, 4-5). Церковь все более старается уподобиться современному обществу. Во многих отношениях тот мир, в котором жил Ной, очень похож на наш (см. Быт. 6:5-12).

Когда, как не сегодня, сатане проверять Церковь. Если когда-либо Церковь и стремилась отойти от веры, то именно сегодня!
До Второго пришествия Христа Церкви еще нужно пройти через гнев сатаны, пострадать от рук его ставленника антихриста. Истинные рабы Христовы выстоят. Им надлежит помнить все, что Христос сказал о терпении, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7), «чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:28).

Учение о том, что Христос вернется лишь после того, как начнутся гонения на избранных, — не очень популярно. Сознание многих христиан находится в плену «Евангелия процветания». Западные теории всеобщего благополучия проложили себе путь и в церковь. Нравится нам или нет, но правила буквального толкования текста подсказывают: гонения будут. В эти дни весь мир подвергнется испытанию. Тогда и станет ясно, кто служит Христу, а кто — антихристу. В этой книге мы говорили о том, что такой ход событий предрекает Сам Христос в Елеонской беседе. Христос дал нам подробный обзор событий, которые должны произойти перед спасением праведников из рук антихриста до начала излияния Божьего гнева. Тому будет знак — знамение на небесах.

Павел тоже дал нам ясное учение о времени возвращения Христа, которое полностью совпадает с учением Самого Господа. В самом начале апостол говорит фессалоникийцам, что передает им «слова Господни», а потом повторяет учение Христа из Елеонской беседы.
Книга Откровения — это откровение о последних временах, данное Иисусом Христом Своим верным рабам: Автор Тот же — учение то же.

Учение Господа, данное через двенадцать апостолов
Елеонская беседа особенно важна для уразумения Второго пришествия, а потому посмотрим, что ранняя Церковь думала об этом событии и этом учении Христа. Существует древний манускрипт, написанный на греческом языке — «Дидахе», или учение Господа, данное через двенадцать апостолов. Проведя анализ языка и содержания рукописи, ученые датировали манускрипт 70-140 гг н.э. Но некоторые считают, что написан он был раньше — в 70-90 гг. Дело в том, что в последней главе Дидахе нет цитат из Откровения, которые были бы вполне уместны. Видимо, Откровение еще не существовало на момент написания манускрипта.
Дидахе — короткая книга, состоящая всего из шестнадцати глав, поделенных на две части. Первая часть — поучения об образе жизни христианина. В ранней Церкви считалось, что чтение этой, хоть и не богодухновенной, книги очень полезно для любого верующего. Интересно отметить, что в ней очень много цитат и ссылок на Ветхий и Новый Заветы. Чаще других автор цитирует Евангелие от Матфея, в частности, Елеонскую беседу.
Последняя глава этой необычайной книги (глава 16) содержит суровое предостережение и трезвые выводы. На английском языке она вышла в сборнике «Апостольские отцы. Греческие тексты с вступлениями и английским переводом». Давайте почитаем этот перевод. В квадратных скобках я привел те стихи из Елеонской беседы (см. Мф. 24), на которые ссылается автор. Мы видим, что восхищение Церкви ставится во главу угла всего учения Христа. Именно восхищение, а не Армагеддонская битва!

«Блюди жизнь свою; пусть лампада ваша не угасает, пусть чресла всегда будут перепоясаны. Будьте готовы, ибо не знаете часа, когда Господь ваш придет [ст. 36, 44]1. Чаще собирайтесь вместе, ищите лишь полезного для душ ваших, ибо вся ваша вера не принесет вам пользы, если не явите себя совершенными в последние времена. А в последние времена умножатся лжепророки и соблазнители [ст. 5, 11], овцы обратятся в волков [ст. 10], любовь — в ненависть [ст. 11]. Увеличится беззаконие, люди будут ненавидеть друг друга, будут гнать и предавать друг друга [ст. 10]. А потом в образе Сына Божьего явится обольститель [ст. 15]. Он будет творить чудеса и знамения [ст. 24], и земля будет предана в руки его [ст. 9, 21]. Он будет делать бесчинства, каких не видели от основания мира [ст. 15, 21]. Потом наступит час огненного испытания людей [ст. 9, 21]. Тогда многие будут мучимы и убиваемы [ст. 9, 22]. Устоявшие же в своей вере [cт. 13] будут спасены самим проклятьем. Затем явится знамение истины — первое знамение на небе [ст. 29], а потом — знамение гласа трубного [ст. 31], и, наконец, наступит воскресение мертвых [ст. 31]. Но это еще не все, ибо сказано: придет Господь и с Ним все святые Его. Тогда-то и узрит мир Господа на облаках небесных [ст. 30]» (2).

Какие еще доказательства вам нужны? Дидахе рассматривает Елеонскую беседу не как повествование об Армагеддонской битве, а как пророчество о Втором пришествии Христа: «...не знаете часа, когда Господь ваш придет», «устоявшие же в своей вере будут спасены» от «обольстителя», от «огненного испытания»... «устоявшие же в своей вере будут спасены», а потом «явится знамение истины — первое знамение на небе»... «знамение гласа трубного»... «воскресение мертвых»... «и узрит мир Господа на облаках небесных».
Раннехристианская церковь верила, что в этой книге описано учение Христово, переданное учениками верующим. Так это или нет — неважно, но если бы учение Дидахе не соответствовало учению Христа, то первые последователи Иисуса и Его ученики такую книгу отвергли бы.
Совершенно ясно: ранняя Церковь верила, что в Елеонской беседе Христос говорил именно о восхищении Церкви. В ранней Церкви считали, что поучения эти крайне важны: важны настолько, чтобы передать их всем новообращенным. Живое свидетельство тому — Дидахе!

Зачем все это было нужно?

Вы скажете: если все действительно настолько просто и ясно, то зачем было писать целую книгу? Откуда взялись аргументы обеих сторон? Если время восхищения Церкви столь ясно указано в Новом Завете, то почему современная Церковь этого не видит и не понимает? Почему среди христиан столько споров по этому вопросу? Почему многие деноминации твердо придерживаются теории «раннего» восхищения Церкви, хотя правила герменевтики буквального подхода против такого толкования? Оттого ли считаются чуть ли не еретиками противники «раннего» восхищения Церкви, что отказываются винить Бога в страшнейших с начала времен преследованиях святых? Или они потому считаются еретиками, что придерживаются веры раннехристианской Церкви — Церкви I и II веков?

Поставим вопрос иначе: как один христианин может презирать другого лишь потому, что тот по-иному думает о времени возвращения Христа и в подтверждение своей веры ссылается на Священное Писание? Никто не решится утверждать, что все просто в этом вопросе. Но если непредвзято почитать Писание — будет просто.

Истоки спора
Итак, почему? Я расскажу вам предысторию этого спора, который многих не оставляет равнодушными.

Теория «раннего» восхищения Церкви увидела свет где-то в конце XVIII — начале XIX века (в зависимости от того, чьему имени ее приписать). Произошло этот в тот момент, когда Писание подвергалось суровым нападкам со стороны «высшей критики». В первые годы развития «ранней» теории восхищения Церкви возникли такие культы, как мормоны, Христианская наука, унитаризм, Свидетели Иеговы: они старались сманить тех, кто разочаровался в ортодоксальном христианстве. Сейчас неясно, кто детально разработал новый взгляд на Второе пришествие Христа, но принято приписывать эту честь Эдварду Ирвингу — отцу Апостольской католической церкви (умер в 1825 г.), который позже был объявлен еретиком из-за недооценки личности Христа. Далее эти взгляды развил Джон Нельсон Дарби — один из отцов — основателей Плимутской братской церкви Великобритании (умер в 1830 г.). «Знамя» подхватил доктор Скофилд во время одного из визитов в Англию. Он этому учил свою далласскую церковь, этот взгляд он популяризировал в своей Библии Скофилда в начале ХХ века. На позиции теории «раннего» восхищения Церкви встала Далласская богословская семинария, больше полувека ее преподавали в Библейском институте Муди.

Нужно отметить, что доктор Самуэль Треглс — известный знаток греческого языка, живший в XIX в. (автор шести книг о переводе Библии), — тоже считается одним из основателей Плимутского братства. Но, когда взгляды Джона Нельсона Дарби стали распространяться в Англии, Треглс резко выразил свое несогласие с ними. Он придерживался герменевтики «буквального» подхода и знал древние языки лучше многих. В книге «Надежда на Второе пришествие Христа» (сс. 74-82), вышедшей в 1864 году, он осудил теорию «раннего» восхищения Церкви, сказав, что она построена на сантиментах и чувствах и не имеет под собой никакого библейского обоснования. Он смело заявлял, что «такой доктрины о Втором пришествии Христа нет в Слове Божьем... И она противоречит библейским откровениям» (с. 32). Его очень беспокоило возникновение этого нового взгляда, потому что он отнимал у церкви Евангелие от Матфея, превращая его в «еврейскую мусорную корзину» (сс. 37-39) (3).

Шли годы и Далласская семинария готовила ученых-библеистов, воспитанных на позициях «раннего» восхищения Церкви. С середины XX века многие выпускники Далласской семинарии стали преподавать библейские дисциплины, возглавили консервативные библейские колледжи, школы, семинарии. Без сомнения, они старались передать студентам свои верования. Те учили других... Так и пошло. Кроме того, из Далласской семинарии вышло много хороших пасторов, которые заняли свое место на кафедрах в разных странах мира. Когда они посвящают свою паству в события последних времен, то, конечно, описывают события с позиций «раннего» восхищения Церкви. Многие из этих людей долгие годы были друзьями нашей семьи. Как я уже говорил, в 1940-50 гг. мой отец издавал христианскую литературу и печатал книги многих из них, включая «Систематическое богословие» и другие труды доктора Льюиса Сперри Шафера — основателя Далласской богословской семинарии.

Теория «раннего» восхищения Церкви — это одно из учений, относящихся к системе диспенсационализма, которую долгие годы яростно отстаивает Далласская семинария. Но из-за недостатка библейского обоснования восхищение Церкви, пожалуй, — самый слабый элемент всего здания диспенсационализма. (Не забывайте, что доктор Джон Уолворд, бывший президент Далласской семинарии, письменно заявил, что Писание не содержит явного учения о «раннем» восхищении Церкви). Цепь бывает прочной лишь тогда, когда в ней нет ни одного слабого звена. Противники всей системы обычно оспаривают ее самое уязвимое место. Следовательно, наиболее эффективная атака на диспенсационализм — это атака на теорию «раннего» восхищения святых.

Чтобы как-то защитить всю диспенсациональную систему, Далласской семинарии пришлось выработать тактику защиты этого самого слабого звена. В результате они уподобились своим английским единомышленникам и заявили, что Елеонская беседа обращена к Израилю, а не к церкви: таким образом они вышвырнули целый кусок Евангелия в «еврейское мусорное ведро», по выражению Треглса. Чтобы придать словам Христа новый смысл, их объявили рассказом об Армагеддоне. Гонения антихриста теперь относятся к периоду излияния Божьего гнева, а не гнева сатаны. Ангелы Христовы собирают святых для того, чтобы заселить ими Тысячелетнее Царство Христа, а не для встречи с Господом в облаках. «Взятые» с земли берутся на суд, а не на встречу со Христом, Который приходит спасти их и уничтожить нечестивцев. И так далее... Им пришлось проявить удивительную изобретательность, чтобы защитить позицию, которая, по их собственным словам, не имеет никакого библейского обоснования. Но, опять же по их словам, «изобретательность не нужна, чтобы защитить истину». Истина говорит сама за себя.

Студентов Далласской семинарии учили защищать теорию «раннего» восхищения Церкви так, как если бы их вечная жизнь зависела от этого. В определенном смысле далласские преподаватели вопрос о правоверии подменили вопросом о восхищении Церкви: кто не верит в «раннее» восхищение — тот не правоверный. Тем, кто оставляет ряды «ранних», приходится платить за это немалую цену и нести на себе клеймо «отступника». В диспенсационалистских кругах — консервативных церквях, колледжах, семинариях Америки — такие люди становятся изгоями. А потому мало кто, видя все недостатки этой теории, решается возвысить голос против нее: у сторонников «раннего» взгляда слишком много власти и влияния.
Редактируя рукопись этой книги, я получил письмо от человека, которого никогда прежде не встречал. Он прочел мою первую книгу «Знамение» и решил написать. Письмо этого читателя так точно отразило суть описанной в этой главе проблемы, что я позвонил ему и попросил разрешения процитировать его письмо в своей книге. Он согласился, но попросил не упоминать его имени, хотя добавил, что его знакомые и члены его церкви будут об этом знать. Письмо отражает самую суть неразберихи, царящей в стане сторонников «раннего» восхищения Церкви.

«Я не думаю, что вам знакомо мое имя, хотя я и написал 14 христианских книг. Несколько лет назад я был помощником пастора Дональда Грея Барнхауса (единственным помощником в жизни этого человека). Вас же я хочу поблагодарить за книгу «Знамение». Она изменила мои взгляды на эсхатологию. Разрешите немного рассказать о себе: вам легче будет понять, какое влияния ваша книга оказала на мою жизнь...
Я закончил Далласскую семинарию и был ярым поклонником Скофилда и «раннего» восхищения Церкви. Как иначе могло быть в 1940 году? Но, отслужив священником три года, я почувствовал сильные сомнения. Правда, в те годы было принято молчать о своих сомнениях. В течение 40 лет я даже не пытался проповедовать о книге Откровения, потому что не имел собственных устоявшихся взглядов на нее.

Когда доктор Дональд Барнхаус предложил мне стать помощником и пригласил в Филадельфию для беседы, я знал: он будет распрашивать меня о моих взглядах на «кончину века» (сам он был сторонником «раннего» восхищения). Я понял: если я расскажу о своих истинных взглядах, он не захочет иметь со мной дела. Так оно и было: буквально через несколько часов после моего прибытия он уже начал задавать мне вопросы по эсхатологии, и я изложил ему все свои сомнения. Дональд отнесся ко мне очень сочувственно: он сказал, что сомнения посещали и его; он тоже задавал множество вопросов о «раннем» восхищении Церкви и не написал ни одного комментария к книге Откровения. А потом он сказал: «Дуайт, я думаю, что если мы будем работать вместе, то поможем друг другу побольше узнать об этом вопросе. Но до тех пор я буду проповедовать теорию «раннего» восхищения Церкви».

О своих сомнениях мне рассказывали многие мои друзья — выпускники Далласской семинарии. Потом появилась книга «Предгневное восхищение Церкви», и я начал поиски библейского обоснования позиции по этому вопросу. Недавно один из моих друзей дал мне почитать вашу книгу «Знамение». Я перечитываю ее уже в третий раз, и она отвечает на все мои вопросы, дает мне правдоподобные объяснения всех спорных отрывков Писания. А потому — огромное спасибо за ваш труд...».

Комментарии здесь излишни. Письмо предельно ясно. Есть и еще одна причина, почему священнослужители отказываются изменить свои взгляды на вопрос о восхищении Церкви, даже если и понимают всю слабость своей позиции. Учителя и проповедники приобретают известность и авторитет благодаря своим наставлениям и лекциям. Если в течение многих лет громогласно проповедовать какую-то истину и даже писать об этом книги, то — как бы много аргументов против этой позиции ни набралось — слишком тяжело сказать: «Я заблуждался». Подобно Барнхаусу, они могут в частной беседе рассказать о своих сомнениях, но прилюдно их не признают.

Слово увещевания
Больше всего за последнее время меня ободрило замечание доктора Вальтера Кайзера, бывшего декана Семинарии Святой Троицы. Меня попросили выступить перед преподавателями библейского факультета, а также президентом и деканом Семинарии и рассказать о своей позиции. Они благосклонно позволили мне говорить несколько часов. В то время я еще не закончил разработку собственной позиции, а потому беседа с ними оказалась очень полезной. Через несколько месяцев мне довелось побеседовать с доктором Кайзером наедине. Он считается одним из лучших специалистов по Ветхому Завету, а поэтому мне был нужен его совет по вопросу о Дне Господнем и знамениях последних времен, которые в моей теории занимают важное место.

Главное в «предгневной позиции» — День Господень. Солнце, луна и звезды помогут понять, когда наступит этот день, когда начнутся связанные с ним события. Мне интересно было знать, не слишком ли вольно я обошелся с важными и серьезными ветхозаветными пророчествами, так как многие из аргументов в защиту «предгневной» позиции основываются на ветхозаветных текстах — книгах Иоиля, Исаии, Иезекииля. Мне очень помог совет доктора Кайзера относительно ветхозаветных пророчеств, которые легли в основу моей позиции. А основы должны, как известно, быть прочными и устойчивыми. Доктор Кайзер и оказался тем самым инженером, который смог их выстроить.

Его ответ, который с его разрешения я вам пересказываю, тронул меня до глубины души. Он заметил, что «предгневная» позиция — это позиция пророческая, ибо лучше других объясняет ветхозаветные пророчества, касающиеся Дня Господня и Второго пришествия Христа, и что если бы отцы диспенсационализма могли выбирать между теориями «раннего» и «предгневного» восхищения Церкви, то сердцем они проголосовали бы за «предгневное» восхищение, а руками — за «раннее».

Слово об отчаянии
Несмотря на все библейские аргументы в пользу «предгневного» восхищения Церкви и на то, что с Церковью произойдет, если теория «раннего» восхищения окажется ложной, многие священнослужители говорили мне: доведись им публично выступить в защиту «предгневной» позиции, они потеряли бы работу. Марвин Розенталь (о нем я говорил во второй главе) — пример того, что происходит с человеком, меняющим свои взгляды. Его выгнали из христианской организации, занимавшейся служением евреям, которой он посвятил всю свою жизнь. Более того: он являлся создателем организации «Друзья Израиля». Из горстки энтузиастов она разрослась до размеров самой большой миссионерской организации, работающей сегодня с евреями. Причем, когда работа только начиналась, именно Марвин настоял, чтобы в их Символ веры было включено положение о «раннем» восхищении Церкви. Это — не единичный случай. Такие грустные истории случаются на каждом шагу. Эти люди поняли, как дорого стоит ученичество, но поступили так, как подсказывали им вера и совесть. Как и многие до них, они заплатили высокую цену за верность Христу.
Чарльз Купер, выпускник Далласской семинарии, преподавал в Библейском институте Муди. Его очень любили студенты, он выступал на пасторских конференциях института Муди, на богословских конференциях, регулярно проходивших в «Неделю Муди». Он преподавал в дневной и вечерней школах, в библейской радиошколе. Его статьи публиковались в ежемесячнике Института Муди. Другими словами, Чарльза очень уважали в этом институте. Но вот, подобно Марвину Розенталю, он уверился в том, что именно доктрина о «предгневном» восхищении Церкви соответствует Писанию. В институтском Символе веры было указано только то, что они придерживаются премилленарных взглядов, — о «раннем» восхищении Церкви там не было ни слова. А потому Чарльз с чистой совестью открыто высказал свои взгляды. Но финансовую поддержку институту оказывали круги, отличавшиеся приверженностью к учению о «раннем» восхищении Церкви, а потому руководство института побоялось, как бы у него не начались неприятности. Чарльзу предоставили выбор: либо встать на позицию «раннего» восхищения, либо уйти. Эта ситуация не доставила ни малейшего удовольствия ни институту, ни Чарльзу. Он уволился.

Вот два рассказа, но таких историй я слышал много: от пасторов, миссионеров, учителей и даже членов попечительского совета. Все они были вынуждены оставить служение, которому посвятили многие годы. И в каждом из этих случаев человек искал истину, старался примирить те отрывки из Писания, о которых мы говорили в этой книге. Если бы у теории «раннего» восхищения Церкви было прочное библейское обоснование, то ни одному из этих людей и в голову не пришло бы изыскивать в Писаниях какую-то новую истину. Но ясности не было, а потому они продолжали поиски. Из любви к Божьему Слову они не прерывали занятий, хотя и знали, чем рискуют ради истины. Они искали не бед на свою голову, а решения задачи. После тщательного исследования они поняли: истинна теория о «предгневном» восхищении святых. Но они знали, что, изменив учению о «раннем» восхищении и обратившись к новому, они автоматически получат клеймо лжеучителя — как бы прочно ни обосновывали свою позицию.
25 июня 1991 года (в день 31-й годовщины моей свадьбы) Ассоциация церквей приняла Резолюцию № 3, осуждающую «предгневную» позицию восхищения Церкви и одного из ее ярых защитников. В квадратных скобках я привожу свои пояснения. Текст резолюции звучал так:

«Так как Марвин Розенталь, бывший исполнительный директор Евангельской миссии «Друзья Израиля» опубликовал книгу «Предгневное восхищение Церкви», которая отвергает учение о «раннем» восхищении Церкви [так оно и есть], и так как согласно его тезисам Церковь будет взята непосредственно перед началом последней четверти седьмины Даниила [это неверно; напротив, «о дне и часе никто не знает...»], т.е. непосредственно перед Днем Господним (верно, именно потому-то позиция и называется «предгневной»), который, по его ошибочным верованиям, растянется на последние два-три года периода Великой скорби [это снова неточное изложение мыслей Марвина], и так как это лжеучение [вот его и заклеймили лжеучителем] противоречит доктрине о внезапном возвращении Иисуса [это верно] (см. Тит. 2:13; 1 Ин. 3:2-3; 1 Кор. 1:7; 1 Фес. 5:6) [сами внимательно прочтите все эти отрывки и увидите: ни в одном из них не сказано о «внезапном» возвращении Христа]; и так как Розенталь страстно распространяет свои новые взгляды [это верно: он все делает страстно] с помощью журнала «Огонь Сиона», ТО СИМ ПОСТАНОВЛЯЕМ...»

Эта резолюция очень напоминает мне обвинения, выдвинутые против Мартина Лютера. А тот всего лишь хотел не отступать от Библии! Sola Scriptura, sola fide! (единое Писание — единая вера). Я очень удивлен, что они не включили в «черный список» учение двенадцати апостолов — Дидахе, а также творения ранних отцов Церкви, которые придерживаются изложенных в книге взглядов. Даже Чарльз Сперджен — его проповеди сегодня в Америке цитируют больше других — попал бы в «черный список», живи он в наши дни. Недавно Деннис Свансон опубликовал статью «Милленарные взгляды Сперджена» (4). В ней он делает вывод:

«Кто бы ни говорил обратное, но позицию Сперджена точнее всего можно описать как «исторический премилленаризм». Он считал, что церкви доведется испытать бедствия, а Тысячелетнее Царство Христа будет кульминационным моментом Божьего плана».

Далее Свансон говорит:

«Особенности исторического премилленаризма таковы:  1) Тысячелетнее Царство будет кульминационным моментом церковной эпохи, а 2) восхищение Церкви произойдет после гонений на нее, которые она вытерпит под защитой Бога... Позиция Сперджена лучше всего подходит под определение «исторического, или заветного премилленаризма».

Другими словами, Сперджен тоже, по определению Резолюции, «противоречит доктрине о внезапном возвращении Иисуса» и считает, что до возвращения Христа Церкви надлежит пережить гонения антихриста. Таким образом, он тоже отвергает «учение о «раннем» восхищении Церкви», и, следовательно, как и Марвин Розенталь, может быть обвинен в распространении лжеучения. Если Резолюция № 3 — боговдохновенна, то считайте, что Сперджен — еретик.

Сегодя нам звонят многие пасторы из Ассоциации церквей. Они шутливо называют себя «тайными предгневистами», ибо знают: заяви они о своих взглядах публично, им придется уплатить дорогую цену, получить клеймо «лжеучителя». Единственное, что они могут себе позволить, — это советовать интересующимся читать книги «Знамение» и «Предгневное восхищение Церкви», предоставляя верующим самостоятельно решать этот вопрос.

Чтобы показать, как глубоко может укорениться в человеке страх, как серьезна проблема, позвольте мне процитировать письмо одного известного библеиста, который сам не входит в Ассоциацию церквей, но которого уважают многие из членов этой Ассоциации. Этот пастор и учитель часто цитирует Сперджена, высоко оценивая как его характер, так и его учение. В квадратных скобках я помещаю свои пояснения, которые нужны частично для того, чтобы вы не поняли, кто написал письмо:

«Бог послал мне целую группу замечательных людей, которые работают бок о бок со мной... Но в плоть всех нас [находящихся на различных служениях] вошел наш Символ веры, в который по исторически сложившейся традиции включено положение о «раннем» восхищении Церкви. Сотрудничающие со мной миссии мне не подчинены. Они подчинены Господу и отданы на попечение Божьих слуг. Люди же слабы — даже Церковь, столь сильная в духовном и финансовом плане. Мы связаны с людьми из разных стран [в том числе и со многими, на кого распространяется действие Резолюции № 3]... Основа нашего труда — приверженность общим верованиям. Если бы я вдруг объявил, что исповедую теперь теорию «позднего» восхищения Церкви или «предгневную» теорию, то тонкая нить, которая связывает [мои миссии] воедино, тут же оборвалась бы. Руководители этих миссий обратились бы против меня. Многие [другие] люди по всей стране, которые горят духом и доверяют нам... отвернутся от нас... уйдут. Это скажется даже на наших [миссиях, работающих в других странах]. Так что на карту поставлено очень многое...».

Зная содержание Резолюции № 3, я способен понять этого автора, но согласиться с ним не могу никак. Если идти против потока (о чем бы речь ни шла), цену за это уплатить все равно придется. Сперджена знали, как человека, который твердо стоял на библейских позициях, чего бы это ему ни стоило. Последние пять лет его жизни были особенно трудными: он предпочел оставить свою деноминацию, лишь бы не принимать участия в Даун-Грейдских спорах.

О, друг мой! Тот Сперджен, которого вы столь часто цитируете, заботился об истине, а не о том, что поставлено на карту! Как же овцы ваши, которых Бог поручил вам пасти? Как же искренние христиане, которые приходят послушать ваше учение? Как же те, «которые горят духом и доверяют» вам, в том числе и в таком важном вопросе? Что будет с этими удивительными людьми, которые работают бок о бок с вами, когда на них обрушится «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф. 24:21)? Когда вашу паству, которую вам поручено защищать, «будут предавать... на мучения и убивать...», когда все народы будут ненавидеть ее за имя Христа (Мф. 24:9)? Когда «соблазнятся многие [из тех, кто доверял вам], и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга»..? Когда «во многих охладеет любовь» ко Христу (Мф. 24:12)? Но вы скажете: слишком многое поставлено на карту. Я знаю, поставлено... но по совершенно иным причинам.

Как показали события, реакция противников «предгневного» взгляда была очень жесткой и резкой. И это печально, учитывая те последствия, которые может иметь ошибка. Что будет со сторонниками «раннего» восхищения, если они ошибаются? Как мы уже отмечали, учения о «раннем» и «предгневном» восхищении святых имеют много общего. Сторонники и той и другой теорий придерживаются премилленарных взглядов; согласны, что Церкви не придется испытать излияние Божьего гнева; верят, что придет реальное лицо — антихрист, который попытается уничтожить всех, кто ему не подчинится. Согласие между этими двумя позициями — во всем, кроме вопроса о возвращении Христа и излиянии Божьего гнева.

Учение о «раннем» восхищении Церкви утверждает, что гонения антихриста — часть излияния Божьего гнева. Это не только противоречит Писанию — которое говорит, что это время излияния гнева сатаны, — но и совершенно лишено логики. Зачем же Богу изливать Свой гнев на драгоценных святых, которые останутся верными Ему во время гонений антихриста (см. Отк. 13)? Главная причина ужасных гонений — их отказ предать Христа ради антихриста, желание «соблюдать заповеди Божии и веру в Иисуса» (Отк. 14:12)! Изливать Божий гнев на этих верных святых — все равно, что мучить и убивать собственное дитя за послушание вам! Подумайте — и вы увидите всю абсурдность этого взгляда. Все ясно и просто!

С другой стороны, «предгневная» позиция рассматривает гонения антихриста как излияния гнева сатаны на избранных Божьих, потому что они отказываются подчиниться ставленнику сатаны даже под угрозой гонений и смерти. И не только это. Само Писание говорит нам, что гонения на святых — это излияние гнева сатаны (см. Отк. 12:12)! Разве можно сказать яснее?

Примирение
Несмотря на сильное противодействие уже очень многие придерживаются «предгневного» взгляда как в США, так и в других странах. За последние годы в наш офис позвонили тысячи человек. Вначале один из тридцати звонков поступал от пастора или учителя. Теперь же ситуация изменилась: каждый третий звонящий — преподаватель. Книга «Знамение» переведена на испанский и русский языки. Поступили заказы на ее перевод на китайский, румынский, еврейский и немецкий языки. В Румынии и Израиле мы проводили пасторские конференции и услышали просьбы провести конференции в Южной Африке, Италии, Индии, Кении, Мексике и России. Нам звонили даже студенты Далласской семинарии, чтобы сообщить, что согласны с нашими взглядами и хотят побольше о них узнать.

Почему? Потому что «предгневная позиция» стоит на твердом библейском основании; она построена на использовании тех правил герменевтики, которые хорошо известны всем этим студентам, пасторам и учителям, и является единственным способом понять библейское учение о последних временах. В отличие от учения о «раннем» восхищении Церкви, которое не имеет библейского обоснования и построено на «алогичных и неубедительных доказательствах», «предгневный» взгляд основан на Библии. Его иначе, как «правильным и убедительным», не назовешь. Стоит в этих взглядах разобраться, как найдешь подтверждение им в Божьем Слове.

Прихожане церквей просят пасторов рассказывать им о библейских учениях, а не о путаных людских теориях. Студенты расспрашивают своих учителей о том, что сказано в Слове Божьем. В результате предтрибуляционистам пришлось создавать собственные комитеты из писателей и богословов, которые долгие годы были оплотами «раннего» восхищения Церкви. Задача всех этих комитетов — «успокоить пациента, прежде чем он умрет от потери крови». В их теорию можно на время вдохнуть жизнь, но без библейских токов жизни пациент будет существовать только благодаря аппарату искусственного дыхания и никогда не поправится.

«Предгневная» позиция родилась не в XX веке. Именно ее придерживались и Христос, и Павел, и Петр, и Иоанн. Ее подтверждает и откровение Господа, данное Даниилу (см. Дан. 12:1-2. Обратите внимание на последовательность событий и выбор слов). Этой позиции придерживались отцы церкви, авторы Дидахе — учения двенадцати апостолов — древнейшего комментария к Елеонской беседе (см. о времени восхищения Церкви).
События последнего времени будут разворачиваться именно так, как сказано в Писании. А потому «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас!»

«Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходи±те вслед их» (Лк. 21:8).

Незадолго до полного и страшного истребления Содома и Гоморры, Господь сказал ангелам, посетившим Авраама:

«И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что± хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что± сказал о нем» (Быт. 18:17-19).

Бог предупредил Авраама о неминуемом бедствии не только ради него самого, но и ради сынов его и дома его, чтобы те ходили путем Господним, «творя правду и суд».

О том же молю Бога и я: «чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1 Ин. 2:28), «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7).

Я изложил свою позицию. Все ясно и просто. «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес. 5:4). Так что решайте сами.

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! Чтобы осознано выбрать именно ту книгу, которая больше всего нужна, следует, конечно, пролистать ее, внимательно просмотреть. Особенно это касается книг по психологии, душепопечительству, богословию. И вот мы решили, что будем теперь регулярно проводить Дни Открытой Книги. О следующем Дне открытой книги мы оповестим отдельно. Ссылка на книгу будет ЗДЕСЬ.Подробнее "Шоколадный зонтик или что скрывают ваши сны", Тильда Норберг "Я прикупила книгу Тильды Норберг про сны, полистала ее - сначала она меня не заинтересовала. А потом возникла мысль: сплю, сплю, а толку нет, надо заняться снами - что же они просто так проходят. Помолившись, заснула с твердыи решением все записать. И мне приснился сон, так сон. Утром я записала, что запомнила и провела ту работу которую предлагала Тильда Норнберг. Ничего больше, прямо по той методике, о которой она пишет! И этот сон начал со мной говорить, да так, что я не могла его остановить. Поняла, что сама не справляюсь, обратилась к знакомому психологу. Оказалось, что она работает со снами, и как раз по гештальт-методике. Вместе мы занялись моими сновидениями. Результат осершенно ошеломляющий. Я получила ответы на вопросы, которые меня мучили, но я не знала как к ним подобраться. Я не буду говорить, что эта работа изменила всю мою жизнь - это не так. Но то, что я получила благодаря книге Тильды, помогло мне многое осознать и принять важные решения" (А.М.)Подробнее Дорогие читатели! Чтобы облегчить наше с вами общение, мы завели страничку в сетях Фейсбук, в Twitter, VKontakte, Pinterest. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать свежую информацию тогда и таким способом, как вам будет удобно!Подробнее Дорогие авторы! Хотим обратить ваше внимание на то, что мы сделали для вас специальную страничку. И все для того, чтобы вам было легче рассказать нам о том, что вы написали.Подробнее Книга Гари Смолли «Самая лучшая, лучше всех», выдержавшая уже не одно издание в разных странах, обращена в первую очередь к женщинам, хотя принесет немалую пользу и мужчинам. Вы недовольны своим браком? Хотели бы улучшить, а то и полностью преобразить отношения с мужем? Желали бы, чтобы он стал любящим, нежным, заботливым, романтичным, внимательным? Чтобы он сам предлагал вам помощь в домашних делах и с детьми? Или вы даже и не мечтаете о таком благополучии, потому что уверены, что оно невозможно? Оказывается, возможно...Подробнее